Александр Иванов (1806-1858)Александр Иванов еще двенадцатилетним мальчиком был зачислен в младший класс Императорской академии художеств. Главным его наставником был отец, профессор Андрей Иванович Иванов — один из зачинателей исторической живописи в русском искусстве первой трети XIX столетия.

Иванов прекрасно освоил традиции академического искусства и получил золотую медаль за картину на сюжет из «Илиады» — «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора». В мае 1830 года Александр покинул Петербург.

Он планировал, что проведет в Италии три года, а вышло — почти всю оставшуюся жизнь.

Перечитывая Евангелие, Иванов нашел сюжет, который еще не разрабатывался в живописи, — на берегу реки Иордан Иоанн Креститель с группой людей наблюдает первое появление Христа. Окончательный замысел картины сформировался весной 1833 года, и с этого времени все, что художник знал, видел и рисовал, было подчинено этой идее.

Первой попыткой приблизиться к задуманному полотну была картина «Явление Христа Марии Магдалине», над которой художник работал в 1834- 1835 годах. Она была сначала выставлена в Риме, потом отправлена в Петербург и принесла автору звание академика.

Работа Иванова над эскизами и обращение к монументальной живописи послужили началом нового этапа в его творчестве.

Художник со свойственным ему размахом задумывает создать стенную роспись, состоящую из 500 произведений.

Он начинает писать заготовки, — так называемые «библейские эскизы», раскрывающие общечеловеческий смысл религиозных легенд и их связь с мифологией. Эти работы по силе мысли и выразительным средствам превосходили «Явление Христа».

«Шествие пророков», «Сбор манны в пустыне», «Хождение по водам», «Благовещение», «Проповедь Иоанна Крестителя» и другие работы Иванова ломали каноны иконографической живописи, поскольку простые смертные здесь превозносились до божественного величия, а сверхъестественные существа представали в облике реальных людей. В начале 1858 года Иванов вернулся в Россию.

Но труд всей его жизни — «Явление Христа народу», показанный монарху и выставленный в залах Академии художеств, — был встречен критикой весьма сдержанно.

В конце концов император приобрел картину за 15 тысяч рублей и пожаловал живописцу орден Святого Владимира. Но Иванов так и не узнал об этом, потому что в Петербурге вспыхнула эпидемия холеры, художник заболел и через несколько дней умер.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.