Алексей Саврасов (1830-1897)Выдающийся русский пейзажист — Алексей Кондратьевич Саврасов родился в Москве 12 мая 1830 года в семье мелкого купца. Подростком писал пейзажные картинки на продажу.

В 1844 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Уже в ранних пейзажах Саврасова чувствовался несомненный талант.

А картина «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду» принесла художнику первое признание и сделала его знаменитым.

Значительное влияние на становление Саврасова как художника оказала поездка в Украину. Результатом этой поездки стали работы «Степь днем», «Рассвет в степи», «Вид Киева», датированные 1852 годом.

В 1857 году Саврасов становится руководителем пейзажного класса в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. С этого времени начинается двадцатипятилетний период его плодотворной педагогической деятельности.

Среди его учеников были К. А. Коровин и И. И. Левитан. Большую роль в развитии творческого гения художника сыграла поездка в Англию в 1862 году.

Там он смог познакомиться с европейским искусством и, в частности, с передовой пейзажной живописью Англии. Пос-1 ле Англии художник отправляется в Швейцарию.

Познакомившись с природой чужих стран, Саврасов глубже понял своеобразие и обаяние родной природы. В 1871 году Саврасов пишет одну из самых знаменитых своих картин — «Грачи прилетели».

Со временем она стала самым популярным русским пейзажем, своего рода живописным символом России. Последующие работы Саврасова «Радуга», «Зимний пейзаж.

Иней», «Вечер.

Перелет птиц» говорили о его огромном творческом потенциале. Однако в поздний период творчества мастер практически не создает ничего нового.

Умер Саврасов в Москве 26 сентября 1897 года. Исаак Ильич Левитан (1860-1900) Левитан родился в августе 1860 года в небольшом литовском городке Кибарты.

Когда Исааку исполнилось 13 лет, он был принят в число учеников Училища живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были Алексей Саврасов и Василий Поленов.

В Училище Левитан проявил незаурядные способности и сумел сказать новое слово в русском пейзаже. «Левитану давалось все легко, — вспоминал его товарищ, известный русский живописец Михаил Нестеров, — тем не менее работал он упорно, с большой выдержкой».

Левитан жил преимущественно в Москве, но работал также в Останкино, в различных местах Московской и Тверской губерний, в Крыму, на Волге.

Был членом «Товарищества передвижников». Левитану удалось создать «пейзажи настроения», которые имели особую психологическую насыщенность и были удивительно лиричны.

Картины Левитана «Вечер на Волге», «Вечер. Золотой Плес», «После дождя.

Плес», «Свежий ветер.

Волга» пронизаны любовью к русской природе. Суровая северная природа подсказали Левитану тему его знаменитой картины «Над вечным покоем».

Художник изобразил в пейзаже движение и покой, гул и тишину — накренившиеся вершины деревьев и маленькое яркое окошко церкви, лиловый горизонт и серую воду.

Художнику удалось передать ощущение простора, воздушной легкости, радости созерцания природы. «Я весь в этой картине», — признавался Левитан.

В 1898 году Левитан стал преподавать в том же училище, в котором учился сам. Он создал пейзажную мастерскую, в которой могли работать все русские пейзажисты.

Свою последнюю большую картину художник назвал «Озеро. Русь».

Широкая гладь воды отражает облака, освещенные солнцем.

На дальнем берегу, насколько видит глаз, поля, деревушки, купола церквей. Все в картине — солнце, ветер, несущиеся облака — пронизано ощущением счастья.

В картинах Левитана чувствуется живая душа природы. Они одухотворены любовью, окрашены поэтическим настроением и печалью.

Можно сказать, что Левитан создал свой собственный стиль, который явился вместе с тем и стилем русского пейзажа, по справедливости названного «левитановским». Умер Левитан в 1900 году.

Комментарии запрещены.

Мандруємо світом