Балетные педагогиБлестящим балетным педагогом была Агриппина Ваганова, бывшая танцовщица Мариинского театра, которая стала преподавать по окончании своей исполнительской карьеры. Став педагогом Ленинградского хореографического училища, Ваганова создала программу и учебник классического танца. Она так готовила своих учениц, чтобы они могли исполнять как великие романтические балеты прошлого, так и новые советские, требовавшие виртуозной техники.

По всему Советскому Союзу, а также в Восточной Европе в основу обучения в балетных училищах была положена система Вагановой.

Во время Великой Отечественной войны ведущие мастера театров Москвы и Ленинграда работали на периферии, и это во многом способствовало росту уровня мастерства местных балетных трупп.

Поэтому послевоенный зритель смог увидеть балеты «Медный всадник» Р. М. Глиэра, поставленный балетмейстером Р. В. Захаровым, «Гаянэ» А. И. Хачатуряна, поставленный Н. А. Анисимовой, «Шурале» Ф. З. Яруллина, поставленный Л. В. Якобсоном. Замечательным явлением в культурной жизни страны стали балеты в постановке Ю. Н. Григоровича, например, «Легенда о любви» А. Д. Меликова, «Спартак» A. И. Хачатуряна, постановочные версии балетов П. И. Чайковского «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица».

Большой интерес публики вызвали балетные спектакли в постановке И. Д. Вельского: «Берег надежды» А. П. Петрова, «Конек-горбунок» Р. К. Щедрина, «Икар» С. М. Слонимского.

Вельский также осуществил попытку балетной театрализации музыки Д. Д. Шостаковича — «Ленинградской симфонии» и «Одиннадцатой симфонии». Разнообразие творческих экспериментов было характерно для Л. В. Якобсона, начавшего работать еще в 1930-х годах.

Им поставлены хореографическая поэма «Двенадцать» Б. И. Тищенко, балет «Страна чудес» И. И. Шварца, хореографические миниатюры на музыку B. А. Моцарта, П. И. Чайковского, К. Дебюсси, А. Берга, И. Ф. Стравинского, C. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича.

Чередуя лирику и гротеск, трагедию и сатиру, сказочность и быт, этот балетмейстер существенно обогатил лексику современного танца. В 50-60-е годы XX столетия балетный театр пополнился новыми прекрасными исполнителями, на сцену пришли М. М. Плисецкая, Р. С. Стручкова, И. А. Колпакова, А. И. Осипенко, Ю. Т. Жданов, Н. Б. Фадеечев, А. А. Макаров, Б. Я. Брегвадзе, Е. С. Максимова, Н. И. Бессмертнова, Н. И. Сорокина, В. В. Васильев, М. Л. Лавровский, М. Э. Лиепа, Г. Т. Комлева, А. И. Сизова, Ю. В. Соловьев, А. В. Гридин, Н. А. Долгушин.

С их творчеством связаны новые успехи русского балетного искусства.

Танцовщиков готовили шесть хореографических училищ, среди которых ведущее место принадлежало Московскому хореографическому училищу, Ленинградскому хореографическому училищу им. А. Я. Вагановой, а также Пермскому училищу. Балетмейстеров готовили Государственный институт театрального искусства им. А. В. Луначарского в Москве и Ленинградская консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова.

С 50-х годов прошлого века многие балетные коллективы с успехом гастролируют за рубежом. Опытные хореографы и педагоги выезжают в различные страны, осуществляют постановки, участвуют в создании национальных хореографических школ.

Русский советский балет становится ведущим в мировом балетном искусстве, оказывая громадное воздействие на развитие балета всех стран.

Зрители всего мира всегда восторженно встречали гастроли балетных трупп театра им. Кирова и Большого театра.

Громадный интерес впервые вызвало поразительное мастерство балерин Большого театра Галины Улановой, с проникновенным лиризмом передавшей чувства Жизели и Джульетты, и Майи Плисецкой, поразившей своей блистательной техникой в роли Одет-ты-Одилии в «Лебедином озере». Привлекала зрителей классическая чистота танцовщиков Кировского театра Натальи Дудинской и Константина Сергеева, способствовавших возрождению традиций Петипа.

Больших успехов добились и последующие поколения артистов: Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Наталья Бессмертнова и Вячеслав Гордеев в Большом театре, Ирина Кол-пакова, Алла Сизова и Юрий Соловьев в Кировском театре.

Распад Советского Союза и последовавший экономический кризис принес огромные трудности балетным труппам, которые до этого щедро субсидировались государством. Многие танцовщики и педагоги покинули страну, обосновались в США, Англии, Германии и других западных странах.

Но развитие балета в России продолжается.

Глубокие традиции, прекрасные балетные школы — все это дает надежду на то, что русский балет всегда будет интересен миру.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.