Царь Алексей Михайлович и патриарх НиконПолки «нового строя» имели по тому времени совершенное оружие — мушкеты и карабины с кремневым запалом, ручные гранаты, пистолеты. В армии стало использоваться большое количество орудий: до 350-400 в действующей армии и более 2500 в гарнизонах городов. Изменялся и командный состав.

Если в 1632 г. среди офицеров русских было 626, а иностранцев 401, то через 10 лет иностранцы не превышали 10% от общего количества офицеров. Армия накапливала боевой опыт.

Большинство указанных изменений в государстве приходится на время правления Алексея Михайловича (1645- 1676). Алексей родился 19 марта 1629 г. Он рос в тереме московского дворца.

В 1645 г., когда Алексею исполнилось 16 лет, он вступил на Российский престол. Это был человек начитанный, обладавший литературным даром.

Он не оставался равнодушным к красоте во всех ее проявлениях. Он пытался сочинять стихи, издал прекрасное наставление по соколиной охоте, был силен в эпистолярном жанре.

Чувствительный, но не утонченный, он быстро впадал в гнев, но зла долго не держал, стараясь обласкать напрасно обиженного.

Алексей Михайлович получил впоследствии прозвище Тишайший. В его дворце на полном обеспечении жило множество богомольцев, юродивые, странники.

Царь также слыл рачительным хозяином.

Однако, обладая всеми этими положительными качествами, Алексей Михайлович легко поддавался чужому влиянию (в юности царя таким человеком был его воспитатель Борис Иванович Морозов, затем патриарх Никон, еще позже — Милославский), не умел работать упорно и регулярно, был нерешителен, а иногда и безволен, что пытался компенсировать огромным властолюбием.

Эти черты характера Алексея Михайловича особенно ярко проявились в его отношении к церкви. Православная церковь в России являлась существенной частью идейно-политической надстройки феодального общества.

Она играла в жизни общества важнейшую роль, выступая, как и всякая христианская церковь, «в качестве наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя» (Ф. Энгельс).

Церковь воспитывала в народе сознание незыблемости существующего строя, необходимости подчинения властям. При этом она пользовалась значительными правами и привилегиями.

К 80-м годам XVII ст. на территории страны находилось 650 монастырей и около 15 тысяч церквей.

В большинстве своем это были приходские церкви, которые являлись центрами местной религиозной общины, городской или сельской.

Соборных насчитывалось до 200. Церкви и занятое в них белое духовенство играли главную роль в сохранении и воспроизводстве религиозной веры.

Руководство церковью осуществляли Патриарший и архиерейские дома. В течение столетия количество епархий возросло с 13 до 24. Причем 12 из них стали митрополиями.

Высшую ступеньку в церковной иерархии с 1589 г. занимал патриарх.

Ниже находились митрополиты и епископы.

Им подчинялось все белое и черное духовенство, которое находилось на территории данной епархии.

Монастыри жили за счет своих земельных владений, а белое духовенство — за счет приношений населения. Некоторые монастыри владели огромными земельными угодьями (тысячами десятин земли) и тысячами крестьян.

Не отставали от них Патриарший и архиерейские дома. Церковь сохраняла финансовые и судебные привилегии, оставалась как бы государством в государстве.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.