Формирование балетного искусстваБалетное искусство формировалось в основном в петербургских и московских труппах, принадлежавших Дирекции императорских театров. В Петербурге в 1800-1830-х годах работал балетмейстер Ш. Дидло, содействовавший выдвижению русского балета на одно из ведущих мест в Европе.

Он провозгласил принцип единства музыкальной и хореографической драматургии балетного спектакля. В балетах Дидло «Зефир и Флора», «Амур и Психея», «Ацис и Галатея» взаимодействовали сольный и кордебалетный танцы.

В героико-трагедийных балетах «Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники» М. А. Венюа, «Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов» К. А. Кавоса и Т. В. Жучковского балетмейстер драматизировал пантомимное действие. В 1823 году Дидло инсценировал поэму А. С. Пушкина, так появился балет «Кавказский пленник, или Тень невесты» Кавоса.

В постановках Дидло блистали М. И. Данилова, А. И. Истомина, Е. А. Телешова, А. С. Новицкая, Огюст (О. Пуаро), Н. О. Гольц. С 1812 года в Москве начал работать А. П. Глушковский.

Он стал первым теоретиком и историком русского балета, а также подготовил московскую труппу к созданию романтического репертуара. В его спектаклях участвовали Т. И. Глушковская, А. И. Воронина-Иванова.

В первой трети XIX века русское балетное искусство достигло творческой зрелости, сложилась национальная — русская школа балета. В 1825 году в Москве открылся Большой театр, и московская балетная труппа впервые получила технически хорошо оснащенную сцену.

Во второй половине XIX века русский балетный театр пошел по пути обновления. Балетмейстер М. И. Петипа поставил балеты «Спящая красавица», «Раймонда», «Времена года», которые стали гордостью русской балетной школы.

К началу XX века русский балет занял ведущее место в мировом балетном искусстве.

Классическое наследие балетного театра в Москве воплощали Е. В. Гельцер и В. Д. Тихомиров, в Петербурге — О. И. Преображенская, М. Ф. Кшесинская, А. Я. Ваганова, Н. Г. Легат.

С 1909 года в Париже начались гастроли русского балета, это были так называемые Русские сезоны, организованные С. П. Дягилевым.

Первые сезоны познакомили зарубежного зрителя с искусством композитора И. Ф. Стравинского, балетмейстера М. М. Фокина, танцовщика В. Ф. Нижинского.

Влияние русского балета стало распространяться по всему миру.

После Октябрьской революции 1917 годарусский их позиций. Зрители увидели новые балетные спектакли — «Стенька Разин» А. К. Глазунова, «Красный мак» Р. М. Глиэра.

Ведущими исполнителями в Москве в 1920-е годы были Е. В. Гельцер, В. В. Кригер, М. Р. Рейзен, Л. А. Жуков, а в Ленинграде — Е. П. Гердт, Е. М. Люком, О. П. Мунгалова, В. А. Семенов, Б. В. Шавров.

На рубеже 20-30-х годов XX века в театр пришли выпускники советской балетной школы: М. Т. Семенова, Г. С. Уланова, Н. М. Дудинская, О. В. Лепешинская. Искусство мужского танца развивали А. Н. Ермолаев, В. М. Чабукиани, К. М. Сергеев, М. М. Габович, А. М. Мессерер.

В 1930-40-х годах ведущим стал жанр хореографической драмы, представленный балетами «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева в постановке Р. В. Захарова и «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева в постановке Л. М. Лавровского. В 1930-х годах было организовано 17 новых балетных коллективов.

Начали работать балетные труппы в Москве и Ленинграде, в разных городах открылись музыкальные театры с балетными труппами, студиями и школами.

Основой репертуара служила русская классика.

Такие балеты, как «Пламя Парижа» В. И. Вайнонена, «Бахчисарайский фонтан» Р. В. Захарова (оба на музыку Б. В. Асафьева), В. М. Чабукиани «Лауренсия» (на музыку А. Крейна) и «Ромео и Джульетта» Л. М. Лавровского (на музыку С. С. Прокофьева), могут служить примером тех высоких эстетических принципов, которым следовали практически все театры, работавшие в стране.

Комментарии запрещены.

Мандруємо світом