Изучение территорий России и граничивших с ней странВ недрах физиологии зарождается новая наука — биохимия: А. Я. Данилевский открывает основное свойство ферментов и указывает на общность их химического строения. Н. И. Лунин впервые обнаружил и доказал необходимость для организма особых соединений, позднее названных витаминами.

В. И. Палладии выявил механизмы биологического окисления, С. Н. Виноградский открыл хемоавтотрофные и азотфиксирующие микроорганизмы, И. И. Мечников описал явление фагоцитоза и разработал фагоцитарную теорию иммунитета. Огромный вклад в мировую науку внес автор первой системы неевклидовой геометрии Н. И. Лобачевский, основоположник военно-полевой хирургии Н. И. Пирогов, основоположник современной аэродинамики Н. Е. Жуковский.

В 1872 году А. Н. Лодыгин изобрел лампу накаливания, а четыре года спустя П. Н. Яблочков представил первую пригодную для практического применения дуговую лампу. В 1882-1888 годах Н. Н. Бенардос и Н. Г. Славянов разработали основные способы дуговой электросварки.

В 1895 году А. С. Попов изобретает радио.

Все это свидетельствует о том, что русские ученые заняли ведущее место в такой отрасли, как электротехника. Во второй половине XIX века была также проведена большая работа по изучению территорий России и граничивших с ней стран.

Важную роль в организации экспедиций в этот период играло Русское географическое общество.

Начало экспедициям в Центральную Азию было положено П. П. Семеновым-Тян-Шанским в 1856-1857 годах. Затем последовали экспедиции Н. М. Пржевальского и В. И. Роборовского, Г. Н. Потанина, М. В. Певцова, Г. Е. Грумм-Гржимайло.

П.К. Козлова. Известны геологические исследования Сибири П. А. Кропоткина, И. Д. Черского и В. А. Обручева.

B. Л. Комаров исследовал флору Средней Азии, Дальнего Востока (Камчатки), Кореи, Маньчжурии и Китая.

Экспедиции C. О. Макарова, Э. В. Толля, Г. Я. Седова, Г. Л. Брусилова, Б. А. Вилькицкого продолжали исследование Арктики. Большой вклад в науку внесли экспедиции Н. Н. Миклухо-Маклая на Новую Гвинею и другие острова Тихого океана.

Все перечисленные открытия говорят о том, что российская наука в конце XIX века активно развивалась и внесла большой вклад в развитие мировой науки. Наличие в России оригинальных исследовательских направлений, научных школ, крупных открытий и изобретений, усиливало интерес зарубежных ученых к их российским коллегам, стимулировало взаимный обмен взглядами, информацией и опытом.

XX век оказался непростым и для Российского государства и для русской науки.

Непростым, но весьма продуктивным. В начале XX века появились негосударственные источники финансирования науки.

В 1909 было образовано Общество содействия успехам опытных наук и их практических применений, так называемое Леденцовское общество.

Оно субсидировало научные исследования, поддерживало изобретателей, популяризировало достижения науки и техники, используя таким образом проценты с капитала, завещанного промышленником Леденцовым. Общество действовало в Москве с 1909 по 1918 год. Под флагом общества собрался цвет российской науки.

Исследователи считают Леденцовское общество одной из самых эффективных инновационных структур XX века. Феномен Леденцова волнует и современное общество.

Христофор Семенович Леденцов (1842-1907) был крупным предпринимателем и считал себя обязанным часть заработанных денег возвращать обществу.

Леденцов видел в науке ту силу, которая позволит осуществить быстрый технический переворот, одеть и накормить всех страждущих.

Он составил завещание, по которому в случае его смерти все имущество должно быть продано, а полученные деньги составить особый неприкосновенный капитал, поступающий в распоряжение Московского университета и Московского технического училища.

Доход с этого капитала необходимо было использовать на деятельность создаваемого при этих вузах Общества содействия успехам опытных наук. Леденцов считал, что цель Общества должна выражаться «преимущественно в пособиях тем открытиям и изобретениям, которые при наименьшей затрате капитала могли бы принести возможно большую пользу для большинства населения, причем эти пособия должны содействовать осуществлению и проведению в жизнь упомянутых открытий и изобретений, а не следовать за ними в виде премий, субсидий, медалей и тому подобного».

Таким образом, главную задачу своего Общества Леденцов видел не в награждении ученых и изобретателей, а во внедрении их открытий и изобретений в жизнь.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.