Коалиция государствС восшествием на престол Елизаветы Петровны вновь стали возрастать мощь и влияние России на международную жизнь. К этому времени в Европе было неспокойно. Назревала новая общеевропейская война.

К середине XVIII ст. усилилась Пруссия.

Король Фридрих II создал самую лучшую в Европе армию, хотя в ней и господствовала палочная дисциплина.

Фридрих II стремился захватить земли Австрии, Польши, Саксонии, укрепиться в Прибалтике.

Пруссию поддерживала Англия. Устремлениям прусского короля противостояла коалиция государств в составе Австрии, Франции и России.

Позже к ним примкнули Швеция и Саксония. Однако союзники действовали несогласованно, преследуя лишь собственные цели.

Осенью 1756 г. прусские войска без объявления войны напали на Саксонию, разгромили ее армию, заняли важнейшие города этой страны — Дрезден и Лейпциг. В следующем году они нанесли поражение австрийским и французским войскам.

Летом 1757 г. в войну против Фридриха II вступила Россия. Елизавета Петровна, объявляя о вступлении в войну России, заявила, что ставит своей целью «в лучшем случае расширить территорию России за счет Пруссии.

В худшем — сделать короля прусского Фридриха послушным нашей короне». В июле 80-тысячная русская армия под командованием фельдмаршала С. Ф. Апраксина вступила в Восточную Пруссию и 19 августа нанесла поражение прусским войскам у деревни Гросс-Егерсдорф.

Сражение это началось неудачно для русских.

Пруссаки атаковали их на подходе, когда русская армия двигалась по узкой лесной дороге.

Казалось, поражение русских неизбежно.

Однако командир резервной бригады П. Румянцев быстро провел своих солдат через лес и ударил во фланг и тыл главным силам прусской армии. В наступление перешла вся русская армия.

Не выдержав натиска, пруссаки обратились в бегство.

В начале 1758 г. русская армия осадила Кенигсберг. Город был взят, его жители присягнули русской императрице.

Вскоре русские войска овладели всей Восточной Пруссией. Следующий год ознаменовался новыми победами русской армии.

В августе 1759 г. под Кунерсдорфом развернулось ожесточенное сражение между 48-тысячной армией Фридриха II и 58-тысячной русско-австрийской армией (австрийцев было 18 тысяч). В жестоких атаках на русско-австрийские позиции король израсходовал все свои резервы, но сломить оборону так и не смог.

Русская армия перешла в общее наступление.

Войска Фридриха II были опрокинуты и в панике бежали. Сам король едва избежал плена.

В ужасе и страшной растерянности Фридрих II после этого сражения писал: «Из армии в 48 тысяч человек у меня не остается и 3 тысяч… все бежит, и у меня уже больше нет власти над этими людьми…

Я считаю все потерянным».

Положение Пруссии предельно осложнилось.

Но из-за разногласий союзники не смогли воспользоваться плодами этой победы.

Пруссия получила время, чтобы оправиться от поражения.

Однако русские войска вступили в Берлин. Это событие ошеломило союзников России и вызвало у них большое раздражение.

В одной из инструкций французскому посланнику в России говорилось: «Лучше дозволить Пруссии спастись от неминуемой беды, чем допустить ее гибель от России». Венский двор и Версаль, конечно, были за победу над Фридрихом II, но не за усиление России.

Поэтому часто оттягивали наступления своих войск, не оказывали необходимой поддержки русским. Русские войска вскоре вынуждены были оставить Берлин.

К началу 1762 г. истощенная войной Пруссия (военные действия продолжались и в 1761 г.) находилась на грани краха. Фридрих II думал об отречении от престола.

Но катастрофы не произошло. Неожиданная помощь пришла…

из Петербурга.

Умерла императрица Елизавета Петровна. Новый император Петр III, большой почитатель Фридриха II, поспешил заключить с Пруссией мир и предложил Фридриху II военную помощь.

Пруссия безвозмездно получала обратно все потерянные в годы войны земли, обильно политые кровью российских солдат.

Русские войска должны были воевать теперь уже с бывшими союзниками.

Несмотря на такой неожиданный исход, участие России в Семилетней войне остановило захваты Фридриха II в Европе. К тому же совершенствовалось русское военное искусство на полях сражений.

В ходе войны также выдвинулись новые способные полководцы (П. С. Салтыков, П. А. Румянцев), начал свой боевой путь А. В. Суворов. Значительно поднялся международный престиж России.

В военной мощи Российской империи в Европе теперь уже никто не сомневался.

В этот период ученые Академии наук и русские мореплаватели совершили немало открытий.

Прав был ученик Ломоносова Николай Поповский, который при открытии гимназии Московского университета, обращаясь к будущим гимназистам, заявил: «Если будет ваша -, охота и прилежание, то вы скоро можете показать, что и вам от природы даны умы такие же, какие и тем, которыми целые народы хвалятся; уверьте свет, что Россия больше за поздним начатием учения, нежели за бессилием, в число просвещенных народов войти не успела».

Комментарии запрещены.

Мандруємо світом