Музыкальные инструментыВ Древней Руси существовали различные музыкальные инструменты, в том числе любимые славянами гусли. Музыка — вокальная и инструментальная — составляла неотъемлемую часть различных обрядов. Еще не было развитых форм профессиональной светской музыки, но песня бытовала в народе.

Бродячие скоморохи играли на гуслях, гудках, княжеские «песнетворцы» прославляли князей и их дружины.

Истоки русской музыки восходят к культуре и быту восточнославянских племен.

Следы древних языческих верований сохранились в обрядовых песнях. Позже как самостоятельный жанр появилась лирическая народная песня.

К периоду Киевской Руси относится расцвет героического эпоса, сложившегося в обширные циклы былин. Текст в былинах был неразрывно связан с напевом, который помогал организовать поэтическую форму и эмоционально воздействовал на слушателей.

Основными носителями светской музыкальной культуры на Руси были скоморохи.

Несмотря на преследования церкви, они пользовались популярностью во всех слоях общества.

Большая часть их вела бродячий образ жизни, но были и «служилые» скоморохи, входившие в состав княжеской и боярской челяди. После принятия христианства начала развиваться церковная музыка, и в XIV-XVI веках церковное пение было единственным видом письменного профессионального музыкального искусства на Руси.

Еще с XI века богослужебные напевы записывались с помощью условных певческих знаков — невм, указывавших только общее направление мелодического движения и соотношение ритмических длительностей, а не точную высоту отдельных звуков. Этот вид русских невм получил название знаменного (от «знамя» — «знак»), или крюкового (от наименования одного из основных знаков — крюк) письма.

Отсюда и определение самого певческого стиля — знаменное пение, или знаменный распев.

Хотя система музыкального письма и церковные напевы были заимствованы из Византии, но в дальнейшем мелодический строй знаменного пения приобретал все более ясно выраженные русские черты, подвергаясь воздействию народной песни.

Со временем на Руси стали появляться европейские музыкальные инструменты. Например, известно летописное сообщение об органе и клавикордах, присланных в 1586 году королевой Елизаветой в подарок царице Ирине, жене царя Федора Иоанновича.

В это время был создан хор государевых певчих дьяков, участвовавший в царских богослужениях и официальных приемах. Русское певческое искусство достигает своего расцвета в XVII веке.

Одноголосое пение сменяется новым многоголосным — «партесным» — пением. Появляются любители «немецкой» музыки, содержавшие инструментальные капеллы.

А в 1672 году создается первый придворный театр, для которого была приглашена из-за границы группа музыкантов, игравших на таких инструментах: скрипка, виола, флейта, кларнет, труба, тромбон, орган. Петр I переименовал хор государевых певчих дьяков в придворный хор и сделал его участником всех государственных торжеств.

Кроме того, хор сопровождал царя в военных походах. Потом появились военные оркестры, в которые включали и пленных музыкантов: трубачей, гобоистов, флейтистов и барабанщиков.

Инструментальная и вокальная музыка звучала на придворных маскарадах и балах. К началу 30-х годов XVIII века была создана придворная итальянская опера.

Обучение музыке стало обязательной частью дворянского воспитания.

Большой вклад в развитие русской музыки внесли крепостные театры, прежде всего самый крупный, принадлежавший Н. П. Шереметеву.

В последней трети XVIII века сложилась русская композиторская школа, виднейшими представителями которой стали М. С. Березовский, Д. С. Бортнянский, Е. И. Фомин. Она формировалась под непосредственным воздействием идей русского просветительства.

Ее характерные черты — демократизм и национальная самобытность образов, интерес к темам и сюжетам из народной жизни.

Одним из важнейших источников творчества композиторов этой школы была русская народная песня, привлекавшая внимание широких общественных кругов. Появились первые печатные сборники: «Собрание русских простых песен с нотами» В. Ф. Трутовского и «Сборник народных русских песен с их голосами» Н. А. Львова и Ивана Прача.

Комментарии запрещены.

Мандруємо світом