Перемены в развитииСущественные перемены в развитии естествознания в России начались в эпоху Петра I. В допетровской Руси не существовало науки как системы знаний и социального института. Петр I понимал, что необходимо не только переводить зарубежные научные труды, но и создавать условия для развития науки в самой России.

Именно благодаря усилиям Петра в России появились специальные учебные заведения: в Москве — Пушкарская школа на Пушечном дворе, Школа математических и навигацких наук, Госпитальная медицинская школа, Инженерная школа, а в Петербурге — Морская академия, Инженерная школа, Медико-хирургическая школа. В 1714 году в Петербурге был создан Аптекарский огород, который затем стали называть ботаническим садом, и основан первый русский естественно-научный музей — Кунсткамера.

В Кунсткамере сначала были представлены в основном личные коллекции Петра I, приобретенные им во время путешествий в Западную Европу. Но с течением времени она пополнялась все новыми и новыми материалами и превратилась в комплексный музей, который в XIX веке был разделен на несколько музеев: анатомический, этнографический, ботанический, зоологический.

По указанию Петра I началось издание научно-технической литературы. Вышел первый печатный учебник — «Арифметика» Л. Ф. Магницкого и «Таблицы логарифмов», были напечатаны многочисленные руководства по механике, архитектуре, фортификации, артиллерии, кораблестроению, геометрии, астрономии.

В XVIII веке активно изучалась территория России: была составлена карта Каспийского моря, карты Камчатки и Курильских островов, издан первый русский печатный географический атлас — «Атлас Всероссийской империи». Наука стала играть все более важную роль в развитии Российского государства.

В связи с этим в 1724 была учреждена Академия наук, призванная вести научно-исследовательскую деятельность и обеспечивать подготовку кадров для этой деятельности, то есть выполнять роль высшего учебного заведения.

Российская Академия наук (1724) включала три отделения: 1-е — математика, астрономия с географией и навигацией, механика; 2-е — физика, анатомия, химия, ботаника; 3-е — красноречие (элоквенция) и древности, история, право. Академики — поначалу всего 11 человек — были обязаны не только вести исследования, но и читать лекции.

При академиках состояли помощники-студенты (позже — адъюнкты), преподававшие в открытой при академии гимназии.

Академия наук находилась на положении государственного учреждения с твердым бюджетом и штатами, располагала богатой библиотекой, естественнонаучным музеем (Кунсткамерой), физическим кабинетом, обсерваторией, химической лабораторией, основанной М. В. Ломоносовым, инструментальными и художественными мастерскими. Академия также имела свою типографию.

Фактически она развивалась как крупный научный комплекс, имеющий надежную материальную базу. Первыми академиками Российской Академии наук стали лучшие ученые Европы: математик Я. Герман, астроном Ж. Н. Делиль, математик И. Бернулли и его сын физик и математик Д. Бернулли, физик и философ Г. Б. Бюльфингер.

Потом появились ученые, воспитанные Академией наук и внесшие значительный вклад в мировую науку, например, математик Л. Эйлер, по происхождению швейцарец.

Постепенно шла русификация научного сообщества.

Первым профессором из уроженцев России стал Г. В. Рихман, а первыми русскими профессорами М. В. Ломоносов и поэт В. К. Тредиаковский.

Вклад Ломоносова в мировую науку является поистине легендарным, потому что его научные труды охватывали почти все отрасли знания. Благодаря усилиям Академии развивались математика и механика, физика, химия, биология, велись астрономические исследования, осуществлялось составление геологических карт, были заложены основы русской агрономической науки.

Разрабатывались медицинские и организационные меры борьбы с инфекциями, изучались демографические проблемы.

Комментарии запрещены.

Мандруємо світом