Республики и автономные образованияПравительству России пришлось решать сложные внутриполитические, социально-экономические и внешнеполитические задачи. В 1991 г. возникла угроза распада России.

Многие республики и автономные образования заявили о своем суверенитете. Татарстан, Башкортостан, Якутия, Чечня взяли курс на выход из федерации.

В ходе интенсивных переговоров республики России, за исключением Чечни и Татарстана, в марте 1992 г. подписали Федеративный договор. В нем разграничивались полномочия центральных органов государственной власти и «органов власти суверенных республик в составе Российской Федерации».

Республики получили самые широкие права, вплоть до провозглашения их собственностью земли и ее недр, водных ресурсов и природных богатств. Республики признавались самостоятельными участниками международных экономических отношений.

Заключенный в 1994 г. договор о разграничении полномочий позволил разрешить ряд проблем в отношениях между Центром и Татарстаном.

Этническая напряженность снизилась во многих регионах, кроме Северного Кавказа. Становление новой России проходило в сложных экономических условиях.

Еще в 1991 г. президент Б. Н. Ельцин провозгласил курс на реформирование общества, обещав через 6-8 месяцев существенное улучшение жизни народа.

Курс на осуществление реформ одобрил V съезд народных депутатов РСФСР в октябре 1991 г. Реформы предусматривали либерализацию цен, приватизацию, создание широкого слоя собственников. (Реформу осуществляло правительство Е. Гайдара.

) Но эти реформы не дали ожидаемых результатов.

Курс рубля стал нестабильным, большинство расчетов производилось в американской валюте.

В ходе приватизации, с одной стороны, произошел крупномасштабный обман народа, с другой — почти все лучшие предприятия с экспортным потенциалом оказались в руках небольшой группы людей.

Спад производства к августу 1998 г. достиг 50%. Произошел разрыв экономических связей с бывшими советскими республиками.

Более 40 % жителей страны оказались за чертой бедности.

Рыночные отношения в России приобрели откровенно криминальный характер.

Не только среди народа, но и в законодательном органе — Верховном Совете, члены которого во всем поддерживали президента, стала формироваться оппозиция.

Между Верховным Советом и президентом стал нарастать конфликт.

21 сентября 1993 г. президент своим указом приостановил деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. В стране фактически вводилось президентское правление. 22 сентября Верховный Совет отстранил Б. Ельцина от должности и возложил полномочия президента на вице-президента А. Руцкого.

По приказу Б. Ельцина армия и милиция осадили здание Верховного Совета и начали его штурмовать (3-4 октября). В ходе кровавых событий с обеих сторон погибло 150 человек.

Руководство оппозиции, призывавшее к свержению президента, было арестовано.

Б. Н. Ельцин назначил новые выборы в нижнюю палату Федерального Собрания — Государственную Думу на декабрь 1993 г. Одновременно с выборами проводился референдум по новой Конституции. Конституция провозгласила Россию демократическим федеративным правовым государством.

В документе устанавливался принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Каждая из них является самостоятельной. Согласно Конституции главой государства является Президент, который избирается всенародно на 4 года.

Он осуществляет основные направления внутренней и внешней политики, принимает решение об отставке правительства, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ и некоторые другие. Президент оказывает значительное воздействие на все ветви власти, используя право законодательной инициативы, право подписи и обнародования законов, право «вето».

В 1996 г. состоялись первые после 1991 г. выборы президента Российской Федерации.

Им стал Б. Н. Ельцин.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.