Столица РоссииСтрастной бульвар, площадь Петровские Ворота, Петровский бульвар, Трубная площадь, Рождественский бульвар, площадь Сретенские Ворота, Сретенский бульвар, Тургеневская площадь, площадь Мясницкие Ворота, Чистопрудный бульвар, площадь Покровские Ворота, Хохловская площадь, Покровский бульвар, Яузский бульвар, площадь Яузские Ворота. Название «Бульварное кольцо» не отвечает действительности, ибо оно не замкнуто.

Обойти Бульварное кольцо задача не из легких, но в хорошую погоду и с подходящим компаньоном такая прогулка может доставить большое удовольствие. Такой проект можно осуществить не за один раз, именно в этом его прелесть — всегда есть возможность в любой момент прервать прогулку, а потом продолжить ее практически с того же самого места, ведь на Бульварном кольце находится восемь станций метро.

Для любителей советских фильмов это будет настоящий поход по местам боевой славы.

Но если время ограничено, то обязательно посетите Тверской бульвар, хотя бы ради того, чтобы увидеть прототип булгаковского «Грибоедова». Это дом № 25, «дом Герцена», он еще сохраняет характерный для конца XVIII века облик городского барского дома.

Совсем рядом на бульвар выходит Сытинский переулок, где под номером пять доживает свой век любопытный образец деревянных барских домов старой Москвы.

Всякий посещающий столицу России находит время побывать на Арбате, хотя это всего лишь километровый отрезок, соединяющий Бульварное и Садовое кольцо.

Итак, мы покидаем Бульварное кольцо для променада (именно променада — Арбат пешеходная улица) по тем самым камням, где шагал погруженный в думу Пьер Безухов, а Киса Воробьянинов пытался расположить к себе юную особу неумеренными тратами. Воспетый бардами Арбат часто разочаровывает: слишком много торговых точек, вполне трудоспособные молодые люди просят милостыню, в общем, суета.

Наш совет — гуляйте по утрам…

В начале улицы стоят два внушительных здания, это торгово-офисный центр слева и знаменитый ресторан «Прага» справа.

До реконструкции москвичи любовно именовали здание «утюгом», а сейчас облик ресторана весьма авантажен. Его история началась в XIX веке.

Тогда это был трактир под названием «Прага», который завсегдатаи, по большей части извозчики и лоточники, переименовали на манер — «Брага». Придал заведению лоск новый хозяин, московский купец Петр Семенович Тарарыкин, который в лучших традициях того времени выиграл его в бильярд.

Новый хозяин перестроил здание по образцу парижских заведений, большой полутемный зал заменили уютные кабинеты.

Появились карты кушаний, фирменная посуда и салфетки, вышколенная обслуга.

Кухня была смешанной — жульены соседствовали со щами и пудингом. Ресторан пользовался огромной популярностью, поэтому Ильф и Петров именно туда отправили ностальгирующего Воробьянинова.

Но, увы, «Прага» к тому времени уже превратилась в столовую Моссельпрома, считавшуюся образцовой. Закрытая в скором времени на несколько десятилетий «Прага» была вновь открыта в 1954 году и с тех пор остается одним из крупнейших московских ресторанов.

Сейчас это по-настоящему роскошное заведение.

Цены, конечно, кусаются, но обслуга не хуже, чем у покойного Тарарыкина.

О нем, кстати, не забыли, в меню можно найти блюда по рецепту 1902 года: «эскалопчик от Тарарыкина» или «щи купеческие». Со знаменитым рестораном соседствует дом № 4. Он построен в середине XIX века и имеет интересную историю.

Жил тут Альфонс Леонидович Шанявский — русский генерал польского происхождения, вышедший в отставку и занявшийся просветительской деятельностью.

До революции в доме № 7 находился знаменитый синематограф «Гран Паризьен», в котором Лев Толстой познакомился с новым видом искусства. Здесь в литературном кафе Есенин читал своего Пугачева и познакомился с будущей женой Айседорой Дункан.

Дойдя до угла дома № 13, можно свернуть в Большой Афанасьевский переулок.

Некогда вся эта местность называлась Сивцев Вражек, поскольку в старину здесь был небольшой овраг, по которому бежала узкая речка Сивка. В этом переулке в XIX веке жили многие известные люди: писатель Сергей Аксаков, русский философ и политический деятель Станкевич, у которого на квартире собирался знаменитый философско-литературный кружок, куда входили Аксаков, Бакунин и Белинский.

Церковь в начале переулка носит имя Афанасия и Кирилла, она была построена из дерева, вероятно, в XVI веке и принадлежала находившемуся здесь подворью Кирилло-Белозерского монастыря. Существующее здание церкви, разумеется, более поздней постройки, возведено в середине XIX в. на средства прихожан и является типичным образцом церковного здания в стиле ампир.

Двигаемся по Афанасьевскому до Сивцева Вражка, дважды поворачиваем налево и попадаем в очаровательный Филипповский переулок. Здесь сохранилось немало старинных особняков, предположительно, именно тут когда-то Булгаков поселил свою Маргариту.

Одна из достопримечательностей — церковь Апостола Филиппа, интересный образчик церковной архитектуры, так называемого «московского барокко». Филипповский переулок не имеет выхода на Арбат, поэтому сворачиваем в Малый Афанасьевский, который примыкает к Большому Афанасьевскому, и выходим на Арбат.

Конец XIX — начало XX вв. характеризовались новой волной строительства на Арбате: особняки уступали место доходным домам. Доходные же дома строились исключительно для сдачи квартир внаем, поэтому были многоэтажными.

Их громоздкость компенсировало оформление в стиле модерн, балкончики, изящные линии окон и отделки фасадов.

Дом № 23 — яркий пример застройки того периода, его стиль является некой эклектичной смесью элементов модерна и прочих направлений.

У этого интересного дома были интересные жильцы. В начале прошлого века мансарду дома занимал скульптор Сергей Тимофеевич Коненков, работы которого хранятся сейчас в Третьяковской галерее.

С 1920 года в этой мансарде обитал живописец Павел Дмитриевич Корин. Уроженец села Палех, происходивший из потомственной семьи иконописцев, он написал немало портретов своих современников.

Одна из самых знаменитых его работ — триптих «Александр Невский» — хранится сейчас в Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу. Работал Корин и как реставратор — восстанавливал знаменитую панораму Франца Рубо «Бородинская битва».

На нижних этажах дома № 23 находились классы рисования и скульптуры.

Преподавал здесь среди прочих знаменитый художник Константин Федорович Юон, а среди учеников была создательница знаменитой скульптуры «Рабочий и колхозница» Вера Мухина.

К дому № 23 вплотную прилегает дом № 25, перестроенный в последней четверти XIX века. В нем находилась аптека (сохранившаяся и поныне) и вели прием множество врачей.

Кстати, Арбат, похоже, был аналогом лондонской Харли-стрит, по данным справочника, здесь тогда проживало 87 врачей.

Комментарии запрещены.

Мандруємо світом