Боярская оппозицияМножество беглых холопов, крестьян, посадских жителей, всяких «гулящих людей» перебирались на окраины страны. Только в южных и юго-западных уездах России скопилось в эти годы до 20 тысяч пришлых холопов.

Многие беглые собирались в отряды и, вооруженные чем попало, нападали на спекулянтов, отбирая у них хлеб. «Новый летописец» сообщает: «Бысть в то же время умножишися разбойство в земле Рустей, не токмо что по пустым местем проезду не бысть, ино и под Москвою быша разбои велицы».

1601 г. начался рядом выступлений холопов и крестьян.

Против восставших в районы Тулы, Владимира, Коломны, Волоколамска, Вязьмы, Можайска, Ржева и других городов направляются отряды дворян и детей боярских во главе с Г. И. Вельяминовым и Н. П. Пушкиным: «Наразбойников посылаша и ничево им можаху сотворити» («Новый летописец»). Келарь Троице-Сергиева монастыря Палицын именно к 1601- 1603 гг. относил начало того «смятения во всей Русской земле», или «разбойничества в России», которое продолжалось многие годы после выступлений «разбойников» начала столетия.

Летом 1603 г. Москва оказалась в окружении небольших отрядов восставших. Особенно успешно действовал отряд под предводительством Хлопко (судя по прозвищу, это был бывший холоп).

Боярская дума вместе с Годуновым специально обсуждала вопрос, «како бы тех разбойников переимати». Против Хлопко пришлось двинуть войска во главе с воеводой И. Басмановым.

В ожесточенном сражении Басманов был убит, но и восставшие разгромлены. Хлопко взяли в плен и казнили.

Но выступления простого люда не прекращались. Положение правительства Годунова усугублялось и тем, что в 1601 г. в Речи Посполитой появился беглый монах Григорий Отрепьев, выдавший себя за чудесным образом спасшегося и скрывавшегося до этих пор царевича Дмитрия.

Появление Лжедмитрия активизировало боярскую оппозицию.

Бояре стали распространять слухи о том, что царевич Дмитрий жив. Политическая антигосударственная интрига приобретала международный характер, суля много бед ее участникам.

Завязывался огромный клубок социально-экономических, внутри — и внешнеполитических противоречий, которые вылились в гражданскую войну и породили смуту в России.

Григорий Отрепьев, бывший холоп Федора Романова, монах, бежал из России в Речь Посполитую. Здесь он тайно принял католичество и стал слугой крупнейшего магната, князя Адама Вишневецкого, которому и открыл свою «тайну»: Григорий рассказал что он не монах, а сын Ивана Грозного, чудом спасшийся царевич Дмитрий.

Смелый, обладающий живым и быстрым умом, молодой человек не скупился на обещания. Римскому Папе он обещает ввести в России католичество, польскому королю — передать Смоленск и Северскую землю, магнату Мнишеку подарить Новгород и Псков да еще миллион золотых в придачу.

За такую щедрость Юрий Мнишек обещал выдать замуж за Лжедмитрия свою дочь Марину. Нестабильная обстановка в России позволяла тому мечтать о царском престоле.

Авантюру Лжедмитрия (так его назвали русские) поддержали польские магнаты, что позволило ему собрать в Польше войско из наемников.

Комментарии запрещены.

Мандруємо світом