4 октября под Симбирском состоялось решающее сражение. Повстанцы бились как одержимые, но потерпели поражение. В схватке раненый атаман едва не попал в плен, но верные друзья на руках вынесли его с поля битвы.
Предводитель народных масс ушел на Дон, чтобы собрать новое войско, но был схвачен «домовитыми» казаками и выдан правительству.
4 июня 1671 г. его доставили в Москву и через два дня казнили на Красной площади. Церковь предала его анафеме.
Каратели жестоко расправились с восставшими. Они жгли селения, казнили повстанцев, огнем и мечом прошли по всей территории, охваченной восстанием.
Как сообщают некоторые современники, каратели убили до 100 тысяч повстанцев. Почти одновременно с разинцами (1667 г.) в далеком Соловецком монастыре заволновались монахи.
«Черный собор» (общее собрание монахов) отверг нововведения Никона: «Новой веры и учения не воспринимаем!
» Монахи заявили, что не станут служить по-новому, лучше уйдут на монастырские работы.
Из монастыря по стране стала распространяться мысль о пришествии Антихриста.
(Имелся в виду патриарх Никон.) Именно отсюда прозвучало заявление: «нам латинской службы и еретического чину не принимать!
» — и призыв: стоять всем на прежней вере едино.
Монастырь поддержало все побережье: подвозили хлеб, обеспечивали рыбой, пришли восставшие разинцы. Руководство обороной возглавил Фаддей сапожник.
Несколько лет Соловки то вели бесконечные прения, то выдерживали натиск царских войск.
Лишь с помощью монаха-перебежчика, который показал осаждавшим потайной ход, стрельцам 27 января 1676 г. удалось ворваться в обитель и сломить сопротивление восставших. Почти все защитники монастыря погибли в схватке.
Оплот народной вольности на Белом море перестал существовать. Стрельцы, в своих выступлениях в 1682, 1689 и 1698 гг., преследовали свои собственные, узко кастовые интересы и привилегии.
Они часто переходили на сторону правительства и принимали активное участие в подавлении народных восстаний.