Первые мануфактуры в РоссииПервые мануфактуры в России возникли в 1636 г. в металлургии, строились они по берегам рек, где рядом находились руда и лес. В этом году голландский купец Андрей Виниус в Тульско-Каширском районе пустил 3 вододействующих завода, которые представляли собой единый промышленный комплекс. От мельничных колес приводились в движение мехи у «большого плавильного горна с трубой «боевой», многопудовый кузнечный молот и сверлильные инструменты». Заводы отливали пушки и ядра, изготавливали сковороды и гвозди.

Квалифицированные мастера и подмастерья прибыли из-за границы. Компаньоны Виниуса вскоре выстроили еще 4 завода в Каширском уезде.

В 1662-1664 годах на этих заводах работало 119 человек — 56 иностранцев и 63 русских. Царские грамоты рекомендовали «наймовать к тому делу русских людей по доброте, а не в неволю», т. е. русские мастера и подмастерья на этих заводах были вольнонаемными.

Совсем в ином положении находились чернорабочие. На заводы, в силу развития крепостничества, не удавалось привлечь достаточное количество вольных людей для выполнения подсобных работ.

Поэтому правительство приписывало к заводам целые крестьянские села, возлагая на крестьян все подсобные работы.

Вскоре вододействующие заводы стали создавать и русские феодалы: бояре И. Д. Милославский и Б. И. Морозов, а также купцы Воронин, Шорин, ремесленник Никита Демидов и другие.

На мануфактурных предприятиях широко применялось разделение труда.

Выделка, например, карабина или мушкета представляла собой ряд отдельных производственных процессов, которые выполнялись мастерами различных специальностей.

Крупными были государственные мануфактуры: Пушечный и Денежный дворы, Оружейная палата.

Обороноспособность страны требовала расширения производства, а это было не под силу мелкой промышленности.

На Пушечном дворе отливали орудия весом от 2-3 до нескольких сотен пудов.

Калибр зависел от веса ядра и колебался от 0,5 до 26 фунтов (1 фунт — 400 г). По своему назначению различались орудия для прицельной стрельбы — пищали; для навесного огня — мортиры; для стрельбы картечью — тюфяки дробовые; для стрельбы залпом — «органы» (многоствольные орудия небольшого калибра).

На Пушечном дворе отливали набатные (вестовые) колокола, которыми снабжались все крепости, изготавливали паникадила. На предприятии работало более 100 человек.

Тут мастерами были только русские. Учеников набирали главным образом из нетяглых людей (их обучение продолжалось иногда свыше 20 лет). На денежном дворе чеканились серебряные деньги.

(В 1654-1663 годах стали чеканить медные деньги, но эта затея закончилась неудачно). По некоторым данным там работало до 200 мастеров.

Принимаемый в мастера приводился к присяге и, кроме того, должен был представить поручителей в том, что не будет красть серебра, примешивать в серебро меди и олова, подделывать чеканы и изготовлять фальшивые монеты. Фальшивомонетчики несли суровое наказание — им в горло заливали раскаленный металл.

В московской Оружейной палате производили легкое огнестрельное и холодное оружие.

Часто мастера работали на дому. Многие из них владели кузницами и оружейными мастерскими.

По окладной росписи на выдачу жалования в Оружейной палате в 1681 г. числилось 300 человек. Мастера казенных мануфактур за свою работу получали поденный корм, денежное и хлебное жалование, что сближало их со служилыми людьми по прибору.

Комментарии запрещены.

Мандруємо світом