Примирение с боярамиСоборное Уложение (основной юридический документ середины столетия) указывало: «А бояром и окольничим и думным людем сидети в палате и по государеву указу государевы всякие дела делати всем вместе». Боярская дума являлась высшей — после царя — судебной и апелляционной инстанцией.

К концу царствования Михаила Федоровича число членов в думе достигало 40 человек, а концу 70-х годов там числилось 42 боярина, 27 окольничих, 19 думных дворян, 9 думных дьяков.

Правда, в думе часто оказывались люди, не имевшие способностей к государственной деятельности.

Бежавший за границу подъячий московского Посольского приказа Григорий Котошихин указывал: «иные бояре брады свои, ничего не отвещают, потому что царь жалует многих в бояре не по разуму их, но по великой породе». В думе все большее значение приобретают думные дьяки и думные дворяне, которые отличались от бояр не «породой», а своими знаниями, умом, опытом.

Среди них мы встречаем выходца из псковских дворян А. Л. Ордина-Нащокина; сына дьяка А. С. Матвеева; выходцев из «торговых людей» Н. Чистого, А. Иванова, отца и сына Кирилловых.

Особенно большое значение в Боярской думе приобретают подлинные хозяева сложного и запутанного делопроизводства — думные дьяки, обычно докладывавшие в думе и оформлявшие ее решения.

Примирение с боярами было естественным, но временным моментом политики. Царская власть сделала ставку на дворянство и верхушку городского посада.

В первые годы царствования Романовы раздали дворянам в центральных уездах страны свыше 45 тысяч десятин земли, причем не в поместье, а в вотчину.

Дворянство получило свыше 35 тысяч дворов из дворцовых волостей и еще больше из черносошных (государственных) земель. В руках дворянства к концу столетия оказались огромные земельные владения.

Например, в Тульском уезде или в Шелонской пятине Новгородской земли дворяне владели свыше 90 % всех земель.

В Замосковном крае в 1678 г. 59% дворян владели землей на вотчинном праве.

Указ Петра I от 23 марта 1714 г. «О единонаследии» лишь подтвердил слияние поместий и вотчин, которое к тому времени фактически уже было осуществлено.

Земли дворянам раздавались с крестьянами, поскольку они обеспечивали своего господина всем необходимым для несения службы.

При этом правительство стремилось закрепить крестьян за их хозяевами.

В 1646 г. правительство принимает наказ о составлении новых переписных книг и обещает, что впредь «по тем переписным книгам крестьяне и бобыли, и их дети, и братья, и племянники будут крепкими и без урочных лет». Земский собор 1648-1649 гг. полностью удовлетворил требования дворян. Согласно второй статье XI главы Соборного Уложения «Суд о крестьянах», урочные лета отменялись.

Каждый беглый крестьянин подлежал возвращению к прежнему владельцу без всяких справок о давности побега. «Будет кто вотчинники и помещики, — говорится в Уложении, — учнут государю бити челом о беглых своих крестьянех и о бобылях…

и тех крестьян и бобылей по суду и по сыску отдавати… А отдавати беглых крестьян и бобылей из бегов по писцовым книгам всяких чинов людем, без урочных лет». Теперь возвращались семьи и все нажитое имущество и под страхом сурового наказания запрещалось впредь принимать беглых.

Уложение устанавливало наследственность крепостного состояния и расширяло права землевладельцев на имущество крестьян. На крестьян возлагалась материальная ответственность за долги господ.

С них стали взыскивать штрафы за неявку владельцев на службу.

Одновременно Уложение прочно приковало к местам жительства черносошных и дворцовых крестьян, лишило их свободы передвижения и выбора занятий.

Уложение предписывало: «…и тех Государевых беглых крестьян и бобылей сыскивая, свозити в Государевы дворцовые села и черные волости, на старые их жеребьи, по писцовым книгам, с женами и с детьми и со всеми их крестьянскими животы без урочных лет». К концу столетия в распоряжении дворянства находилось до 67% крестьянских дворов, в дворцовом ведомстве — 9,3%. Дворяне добились удовлетворения своих требований.

Они теперь верой и правдой служили царю, действительно являясь его опорой.

Комментарии запрещены.

Мандруємо світом