Рост товарного производстваРост товарного производства, географическая специализация, общественное разделение труда — все это способствовало развитию торговли, созданию в России единого всероссийского рынка. (Рынок — сфера обмена; в политико-экономическом значении — предложение и спрос на товары в масштабах страны.) Торговля и обмен существовали издавна, но только в XVII столетии местные рынки теснее связываются друг с другом, образуют единый всероссийский рынок.

Так, например, Тихвин торговал с 45 городами; Псков — более чем с 50. На рынок в Вязьму, которая торговала с 30 городами, через посредничество нижегородских купцов поступали товары из Астрахани. Центром складывавшегося всероссийского рынка становится Москва.

Здесь уже в 1626 г. в торговой части (Китай-город) имелось 827 торговых владений типа постоянных лавок и 680 переносных торговых помещений — палаток, скамеек и пр. С торговыми целями Москву посещали представители более чем 150 городов и десятков уездов страны. Я. Рейтенфельс так описывает московский торг и его ряды 80-х годов XVII века: «Одним взглядом можно увидеть здесь в одном месте дорогие меха разного рода, в другом — колокола, топоры, подсвечники и иные металлические изделия, в третьем — ножи, рукавицы, чулки, ковры, завесы и разные ткани.

Особый ряд занимают масло, сало и ветчина; особый — свечи и воск; особый, наконец, разные изделия из дерева…

в меховом — шубы и шапки.

В одном месте выставлены лечебные разные зелья и травы, в другом запоры, ключи, гвозди; далее — шелк, нитками канитель, украшения для девиц, браслеты — все в особом месте». Не только в Москве, но и в других городах растет розничная торговля.

Городские мелкие торговцы ходили по уездам с кузовом, наполненным различными товарами (коробейники); продав их, покупали у крестьян холсты, сукна, меха и прочее.

Из среды коробейников выделялись скупщики, которые и осуществляли связь крестьян с рынком. Связывали отдельные районы между собой ярмарки.

На Макарьевскую, близ Нижнего Новгорода, везли товары с бассейна Волги; на Свенскую (под Брянском) — из Украины и из центральных районов России; на Ирбитскую — пушнину из Сибири и промышленные товары из центра России. На ярмарках производились оптовые закупки, а затем товары развозились по отдельным районам.

В торговых операциях все большую роль приобретали купцы, которые становились подлинными «руководителями и хозяевами этого процесса», т. е. процесса образования всероссийского рынка.

Купеческая верхушка владела промыслами, десятками лавок, купцы брали откупа, занимались ростовщичеством, выступали торговыми агентами казны и советниками царя по финансовым и торговым делам. Суммой в 200 тыс. рублей оценивал гость (т. е. купец) М. Гурьев свои расходы на строительство каменного города в устье реки Яика (г. Гурьев).

Здесь он владел крупными рыболовными промыслами.

Гость В. Воронин обладал двумя железоделательными заводами, держал в Москве и других городах 30 лавок, участвовал в подрядах и откупах на крупные суммы.

Гость Надел Светешников проводил свои операции от Астрахани до Архангельска и от Пскова до Якутска; он же участвовал в организации медеплавильного завода на Урале, владел значительным солеваренным предприятием в Жигулях. Клим Калмыков, бывший крестьянин Благовещенского патриаршего монастыря в Нижнем Новгороде, являлся одним из самых богатых предпринимателей в Поволжье.

Действуя преимущественно в сфере обмена, коммерсанты вместе с тем вкладывали свои капиталы и в производство; в этом нельзя не заметить проявление новых буржуазных отношений.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.