Смерть ИмпериратрицыА. П. Волынский, человек решительный и резкий, не находя поддержки со стороны Анны Иоанновны, в моменты гнева позволял себе резкие отзывы об императрице. Он вступил в конфликт с Остерманом и Бироном.

Так, в письме на имя Анны Иоанновны Волынский подверг критике их действия. На заседании кабинета министров при обсуждении вопроса о денежной компенсации Польше за проход русских войск (поляки запросили высокую сумму, и Бирон их поддержал) вспыльчивый Волынский заявил, что «не будучи ни владельцем в Польше, ни вассалом ее, не имеет побуждений угождать исстари враждебному России народу».

Бирон был уязвлен и поставил Анне Иоанновне ультиматум: «Либо он, либо я!» Анна выбрала Бирона.

В столице было объявлено о раскрытии заговора, начались аресты. 20 июня 1740 г. суд приговорил бывшего кабинет-министра к урезанию языка и посажению на кол, а его приятелей — Хрущова, Мусина-Пушкина, Соймонова, Еропкина — к четвертованию, Эйхлера — к колесованию, а Суду — к простому отсечению головы.

Правда, Анна проявила милость: Волынскому, Еропкину и Хрущову вырезали языки и отсекли головы, остальных били кнутом и сослали на каторгу.

Незадолго до своей смерти императрица (умерла 17 октября 1740 г.) объявила наследником престола сына своей племянницы Анны Леопольдовны Брауншвейгской, грудного ребенка Ивана Антоновича (он родился 12 августа 1740 г.). Регентом при ребенке (временным правителем) назначался Бирон. Но с назначением Бирона регентом не согласилась мать Ивана — Анна Леопольдовна и поддерживавший ее Миних.

В ночь на 9 ноября 1740 года Миних во главе 80 солдат вошел во дворец и арестовал Бирона.

Тотчас к Зимнему дворцу собрались войска и присягнули на верность «благоверной государыне правительнице великой княгине Анне всея России».

Таким образом, регентом у младенца стала его мать Анна Леопольдовна.

Конечно, Миних, совершая переворот, мечтал получить власть.

Но этим мечтам не суждено было сбыться, и Миних в марте 1741 года /шел в отставку.

Фактически всеми делами в государстве стал управлять Андрей Иванович Остерман и фавориты Анны Леопольдовны. Вместе с тем неубедительность следовавших за смертью Петра российских правительств будила в обществе воспоминания о Петре Великом, заставляла позабыть о жестокости и сумасбродстве первого императора.

Возможным продолжателем дел Петровых многие считали его дочь Елизавету Петровну, которой давно симпатизировали гвардейцы. В 1740 году гвардейцы, арестовавшие Бирона, судя по признаниям Миниха, ожидали, что власть перейдет именно к Елизавете.

Для них дочь Петра превратилась в символ национальной государственности, противопоставляемой засилью «немцев».

Но когда власть получила Анна Леопольдовна, окружение Елиза-J веты Петровны — Г. Лесток, М. И. Воронцов, братья Шуваловы, опиравшиеся на гвардию, — стало готовить очередной переворот.

В перевороте высказывали заинтересованность и иностранные государства — Швеция и Франция.

(Интересно заметить, что о готовящемся перевороте стало известно и Анне Леопольдовне, но она только пожурила Елизавету и пригрозила взять под арест ее главное доверенное лицо — врача Лестока.

) Наступил решающий момент. 24 ноября 1741 г. все гвардейские полки (около 5 тысяч человек) получили приказ быть готовыми к выступлению против шведов, чтобы отразить их наступление на Выборг.

Ближайшее окружение Елизаветы — М. И. Воронцов, AT. Разумовский, П. И. и И. И. Шуваловы и Г. Лесток настаивали на немедленном перевороте. В ночь на 25 ноября 1741 года Елизавета во главе 300 гвардейцев, из которых 254 человека были выходцами из крестьян, совершила переворот.

Ночной дворец осветился огнями и стал наполняться толпами знати.

Знать и гвардейцы присягнули на верность новой императрице.

Ивана Антоновича заключили в Шлиссельбургскую крепость, а все Брауншвейгское семейство отправили в ссылку.

Многих сановников Анны Иоанновны также посадили в тюрьмы или тоже отправили в ссылку.

Комментарии запрещены.

Мандруємо світом