Александр Александрович БлокВ 1990 году совершил путешествие на Сахалин, где пробыл три месяца, изучая быт ссыльных поселенцев. Результатом этой поездки стала уникальная исследовательская книга «Остров Сахалин», которая привлекла внимание общественности к «острову изгнания».

В середине 90-х годов Чехов достигает вершин художественного мастерства в области драматургии. Его пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», «Вишневый сад» вот уже почти столетие вдохновляют крупнейших режиссеров не только России, но и Франции, Англии, Америки.

А впервые они были поставлены в Московском Художественном театре, которым руководили К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко. Эти два великих режиссера сумели почувствовать чеховский дар, увидеть скрытую, «незаметную» красоту в обыденной жизни, понять и передать в своих спектаклях особенности его стиля.

Премьера «Вишневого сада» состоялась в день рождения писателя 17 января 1904 года и имела огромный успех.

А уже — в июне здоровье Антона Павловича настолько ухудшилось, что врачи рекомендовали ему немедленно ехать за границу на лечение, что, к сожалению, не принесло желаемых результатов.

В ночь с 1 на 2 июля со словами, сказанными по-немецки: «Я умираю», Антон Павлович Чехов скончался. Ему исполнилось только 44 года.

Тело Чехова было перевезено в Москву и 9 июля он был похоронен на Новодевичьем кладбище рядом с могилой отца.

В творчестве Чехова отразились черты русского национального характера — мягкость, задушевность, простота, понимание человеческой психологии.

Чехов и сегодня остается чрезвычайно современным. Его рассказы читают, а его пьесы ставят на сценах разных театров мира.

Александр Александрович Блок (1880-1921) Родился Александр Александрович Блок 16 ноября 1880 года в Петербурге.

Воспитывался будущий поэт в семье своего деда, А. Н. Бекетова, ректора Петербургского университета.

Ему, любимцу семьи, уделялось много внимания.

В 1898 году Блок был зачислен на юридический факультет Петербургского университета, потом перешел на славяно-русское отделение историко-филологического факультета, который закончил с дипломом первой степени в 1906 году. В подмосковном имении Шахматове, где семья проводила летние месяцы, Блоку впервые открылась красота русской природы.

Пейзажи этих мест узнаются в его многочисленных стихотворениях.

Самые ранние из них, включенные в посмертно вышедшую книгу «Отроческие стихи», написаны в семнадцатилетнем возрасте и выдержаны в классическом стиле.

В августе 1898 году к Блоку пришла всепоглощающая любовь — его избранницей стала Люба Менделеева, дочь знаменитого ученого-химика Д. И. Менделеева.

Семьи Бекетовых и Менделеевых дружили давно, теперь предстояло породниться их детям. 2 января 1902 года Блок сделал Любови Дмитриевне предложение, и оно было принято.

Венчание состоялось в августе.

Люба Менделеева стала главной героиней стихотворений раннего творчества Блока.

Эти стихи составили знаменитую книгу «Стихи о Прекрасной Даме» — значительное поэтическое достижение Блока. В них сочетается романтическая влюбленность и почти религиозное поклонение Возлюбленной, земному воплощению божественного образа.

Отход от символизма начался у Блока со времени революции 1905-1907 годов.

Сборник стихов «Нечаянная радость», изданный в 1907 году, свидетельствовал об усилившемся интересе поэта к реальному миру, воспринимаемому под знаком «мистики в повседневности». Центральное место в этом сборнике занимает цикл из пяти стихотворений, объединенных символическим образом Незнакомки, — женщины, встреченной в дачном пригороде Петербурга, и одновременно звезды, упавшей на землю огненной кометой.

Однако этот образ (особенно в одноименной драме) осмысливается уже как крушение мифа о Прекрасной Даме. В это же время была написана драма «Балаганчик», премьера которой состоялась в театре В. Ф. Комиссаржевской.

Сотрудничество с театром совпало для Блока с любовью к актрисе Наталье Николаевне Волоховой. Итогом этой любви стала книга стихов «Снежная маска».

Все тридцать стихотворений, входящих в «Снежную маску», были написаны за десять дней в январе 1907 года.

Эта книга была продолжена циклом стихов «Фаина». После 1910 года в поэтическом творчестве Блока появляются образы хаоса, катастрофы, которые поэт предчувствовал задолго до реальных событий Первой мировой войны и Октябрьской революции.

Этими предчувствиями полон раздел «Страшный мир» сборника «Ночные часы», увидевшего свет в 1911 году.

И в поэзии, и в публицистике Блок предстает человеком «катастрофического сознания» и все больше отходит от символизма.

Столкновение действительности и мечты, которое поэт считал главной темой, образует и основной сюжет цикла стихотворений «Кармен», посвященный, как и поэма «Соловьиный сад», певице Любови Александровне Дельмас.

Призванный на военную службу в июле 1916 года, Блок вскоре после Февральской революции возвратился в Петроград, где принял участие в работе Чрезвычайной комиссии по расследованию преступлений царского режима. Его книга «Последние дни императорской власти» вышла посмертно в 1921 году.

Октябрьские события Блок воспринял как очищающий взрыв, испытав в январе 1918 года недолгий творческий подъем, который ознаменовался созданием поэм «Двенадцать» и «Скифы». В эти же годы Блок сотрудничает в культурно-просветительских учреждениях, руководит репертуарной политикой Большого драматического театра, выступает с чтением своих стихов в Петрограде и Москве.

Одним из последних его выступлений стала речь «О назначении поэта», произнесенная на вечере памяти Пушкина в феврале 1921 года В ней Блок говорил о «тайной свободе», которая необходима поэту больше, чем свобода личности или политическая вольность, и о том, что, лишившись этой свободы, поэт умирает, как Пушкин, которого «убило отсутствие воздуха». Весной 1921 года у Блока появились признаки тяжелой болезни сердца, от которой 7 августа он скончался.

Комментарии запрещены.

Мандруємо світом