Бытовая комедияС 50-х годов XIX века появляется бытовая комедия, постепенно вытеснившая мелодраму. Зрители с удовольствием смотрели пьесы Островского, Писемского, Чаева, Сухого-Кобылина, A. К. Толстого, классические произведения западноевропейской литературы. Новый этап в истории театра начинается с появлением пьес А. Н. Островского, получивших наиболее точное и яркое воплощение на сцене Малого театра.

Островский дал русской сцене обширный реалистический национальный репертуар — пьесы «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Гроза», «Доходное место». На его драматургии выросла целая плеяда русских актеров и сформировалась школа сценической игры.

Величайшей русской трагической актрисой была М. Н. Ермолова, создавшая яркие образы в пьесах «Эмилия Галот-ти» Лессинга, «Овечий источник» Лопе де Вега, «Гроза» Островского, «Мария Стюарт» Шиллера. Жизненной правдой, тонкостью психологического анализа было отмечено искусство И. В. Самарина, С. В. Шумского, блеском мастерства — творчество B. В. Самойлова, М. Г. Савиной.

После отмены в 1882 году монополии императорских театров возникают частные театры, в том числе московский Театр Корша, в котором была первоклассная труппа. Выдающимся событием в истории русского и мирового театра является открытие в 1898 году Московского Художественного театра, созданного К. С.Станиславским и В. И.Немировичем-Данченко.

В нем была осуществлена театральная реформа, которая коснулась репертуара, режиссуры, актерского искусства. Главной задачей театра, по мысли его создателей, был поиск сценического воплощения новой драматургии.

Первый спектакль Московского Художественного театра «Царь Федор Иоаннович» поразил зрителей своей исторической и бытовой правдой, живостью массовых сцен, смелостью и новизной режиссерских приемов, игрой И. М. Москвина в роли царя Федора. Однако рождением нового театра его создатели считали постановку «Чайки» А. П. Чехова.

Театр нашел своего Автора.

Именно в чеховских спектаклях возникл оновое понимание сценической правды, обратившее внимание актера и режиссера на внутреннее состояние персонажа, на жизнь человеческого духа. В работе над пьесами Чехова определился и новый тип актера, раскрылись дарования М. П. Лилиной, О. Л. Книппер-Чеховой, К. С. Станиславского, В. И. Качалова; сложились новые принципы режиссуры, создания «настроения», общей атмосферы действия; определились новые сценические средства передачи скрытого за словами содержания — «подтекст».

Московский Художественный театр впервые в истории мирового театра поднял на новый уровень работу режиссера, сделав его практически соавтором спектакля, интерпретирующим пьесу в соответствии со своим творческим видени. Большое общественное значение имел созданный В. Ф. Комиссаржевской в 1904 году Драматический театр в Петербурге, на сцене которого ставились пьесы М. Горького и драматургов, группировавшихся вокруг издательства «Знание».

В 1910-х годах в театральном искусстве обострилась борьба различных тенденций. В этот период демонстрируют свое режиссерское искусство В. Э.Мейерхольд и А. Я. Таиров, возникает ряд экспериментальных театральных студий: Студия Ф. Ф. Комиссаржевского, Первая Студия Московского Художественного Театра и Студия Е. Б. Вахтангова в Москве, Студия Мейерхольда на Бородинской ул. в Петрограде.

После Октябрьской революции декретом Совнаркома театры были переданы в ведение Народного комиссариата просвещения, а в 1919 году был принят Декрет Совета народных комиссаров об объединении театрального дела, провозгласивший национализацию театра. Последствия этого решения проявились не сразу, потому что у новой власти было много других более важных, — и до искусства, в том числе театрального, руки дошли не сразу.

Поэтому 1920-е годы остались в истории советского театра как время смелых и разнообразных экспериментов.

Один за другим появлялись яркие режиссерские имена, спектакли, театры.

Создавались спектакли-шедевры таких разных режиссеров, как К. Станиславский, В. Мейерхольд, А. Таиров, Е. Вахтангов, С. Михоэлс. Однако к 1930 году начал усиливаться идеологический диктат в области искусства.

Партия провозгласила единственно «правильный» художественный метод — социалистический реализм, поэтому к концу 1940-х годов всеми театрами на деле стало руководить государство. Система цензуры создавала советским театрам множество трудностей, поэтому в театре процветали принципы унификации и единообразия.

Удачные спектакли появлялись не благодаря, а вопреки существовавшей системе управления и контроля. Но при этом государство щедро финансировало театральные постановки, фестивали, смотры и другие театральные мероприятия.

Старейшие русские театры шли на сближение с новым, рабочим зрителем, переосмысливая классику, создавая постановки, посвященные современности.

Зрители увидели спектакли «Шторм» В. Н. Билль-Белоцерковского, «Любовь Яровая» К. А. Тренева, «Бронепоезд 14-69» В. В. Иванова. Советский театр стал социалистическим по содержанию и национальным по форме.

На сценах разных театров страны шли пьесы «Первая конная» и «Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского, «Страх» А. Н. Афиногенова, «Человек с ружьем» Н. Ф. Погодина, «Егор Булычев и другие», «Мещане», «Враги» и другие пьесы А. М. Горького.

Активно ставилась и классика: «Отелло», «Ромео и Джульетта», «Укрощение строптивой» У Шекспира, «Тартюф» Мольера, «Три сестры» А. П. Чехова, «Бешеные деньги» А. Н. Островского.

В этих спектаклях раскрылось дарование многих актеров, заявивших о себе уже в советскую эпоху.

В их числе были Е. Н. Гоголева, Н. А. Анненков, М. И. Царев, Н. П. Хмелев. А. К. Тарасова, А. П.Кторов, А. О.Степанова, Б. Н.Ливанов, А. Н. Грибов, М. М. Яншин, В. П. Марецкая, Р. Я. Плятт.

В годы Великой Отечественной войны театральные деятели делали все что могли для приближения дня победы. Героический пафос и уверенность в правоте людей, защищающих свою Родину, ярко проявились в пьесах «Русские люди» К. М. Симонова, «Нашествие» Л. М. Леонова и «Фронт» А. Е. Корнейчука.

Послевоенные годы отмечены «вторым рождением» на сцене многих театров драматургии В. В. Маяковского.

На сцене снова шли его пьесы «Баня», «Клоп», «Мистерия-буфф».

Среди наиболее интересных новых истолкований классики была постановка «Гамлета» режиссером Н. П. Охлопковым, «Маскарада» М. Ю. Лермонтова — Ю. А. Завадским, пьесы Л. Н.Толстого «Власть тьмы» режиссером Б. И. Равенских. Репертуар театров расширялся за счет зарубежной драматургии.

Многие театры ставили пьесы Б. Брехта.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.