Цирк РоссииДинастия Дуровых подарила России четырех народных артистов СССР: Юрия Владимировича, Владимира Григорьевича, Наталию Юрьевну и Льва Константиновича Дуровых; народную артистку России Терезу Васильевну Дурову; заслуженного деятеля искусств РСФСР Анну Владимировну Дурову-Садовскую; заслуженных артистов России Юрия Юрьевича и Терезу Ганнибаловну Дуровых. Русские наездники, акробаты, гимнасты, жонглеры, эквилибристы добивались выдающихся успехов на родине и во время гастролей за рубежом.

После Октябрьской революции В. И. Ленин подписал Декрет СНК об объединении театрального дела.

В специальном пункте этого декрета говорилось о демократической сущности цирка и о необходимости подъема художественного уровня его программ.

В 1922 году было создано Центральное управление государственными цирками, объединившее все действующие цирки. Советский цирк сохранял и совершенствовал техническое мастерство, доставшееся в наследство от предшествующих поколений артистов русского цирка.

Удивительной отвагой и артистическим изяществом покоряла зрителей дрессировщица львов Ирина Бугримова, Степан Денисов заставлял тигров исполнять сложные трюки. Большую группу хищников демонстрировали Вальтер и Марица Запашные.

В их программе были львы, тигры, леопарды, пантеры, рыси. Удивительным и покоряющим было всегда мастерство иллюзиониста Эмиля Кио, его знаменитые чудеса без чудес.

Дело Эмиля Кио продолжили его сыновья.

Восторженно встречали во всем мире «Медвежий цирк» Валентина Филатова. Памятны конные номера Б. Манжели, удалые конные состязания М. Туганова, лихие и темпераментные выступления наездников-джигитов Кантемировых.

Артистов цирка готовило Государственное училище циркового и эстрадного искусства, основанное в 1927 году.

Это училище — одно из лучших в мире специальных учебных заведений подобного профиля. Появились новые цирковые здания, современные по архитектуре и конструктивному решению.

В XX веке артисты русского цирка значительно развили и обогатили цирковое искусство во всех жанрах.

Мир аплодировал Карандашу — Михаилу Румянцеву — смешному клоуну в мешковатом костюме, больших ботинках и фетровой шляпе, забавному повару Олегу Попову, Юрию Никулину и Михаилу Шуйдину.

В 1982 году Юрий Никулин возглавил цирк в качестве директора и художественного руководителя. За время его руководства в цирке было поставлено много интересных программ: «Я работаю клоуном», «На крыльях времени», «Здравствуй, старый цирк», «Впервые в Москве», «Невский простор», «Бульвар нашего детства», «Ярмарка чудес».

В стране были организованы коллективы оригинальных жанров — «Цирк на льду», «Цирк на воде», «Цирк на сцене».

Однако со второй половины 80-х годов с началом «перестройки» цирковое искусство оказалось в тяжелом материальном положении. В поисках выхода из сложной ситуации Союзгосцирк с 1987 года был переименован в творческо-производственное объединение и перешел на новые условия хозяйствования.

Шло время, менялись стандарты, менялось само общество, которое цирк хочет развлекать.

Сегодня экологические движения протестуют против номеров с животными, клоуны в прежнем понимании также становятся редкостью, дивертисменты из россыпи номеров уступают место выстроенной режиссерской программе. Да, русский цирк меняется, потому что он должен быть созвучен времени.

К каким результатам приведут эти изменения — покажет время.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.