Графика как искусствоСамым демократичным и распространенным видом искусства в тот период была графика. Плакат быстро откликался на происходящие события, печатался большими тиражами на разных языках, был доступен для малограмотных и даже неграмотных людей. В годы Гражданской войны чаще всего использовались два типа плаката — героический и сатирический.

Героическое направление возглавил Моор, а сатирическое — Дени.

Моору принадлежат знаменитые политические плакаты «Ты записался добровольцем?

» и «Помоги!», которые стали классикой советской графики.

Плакаты Дени, который сотрудничал до революции с «Сатириконом», сатиричны, иногда грубо шаржированы: «На могиле контрреволюции», «Кулак-мироед», «Учредительное собрание».

Особое место в плакате тех лет занимают «Окна сатиры РОСТА».

Это была новаторская форма агитационного искусства, в развитии которой большую роль сыграли М. Черемных, В. Маяковский, Д. Моор.

В станковой живописи в первые послереволюционные годы было сильно влияние футуристов, хотя они отвергали станковую картину, считая ее «продуктом буржуазного строя». «Беспредметники» вообще отрицали фигуративную живопись.

Многим художникам легче было пользоваться языком символов и аллегорий, что мы видим в таких картинах, как «Большевик» Кустодиева, «Новая планета» Юона, «Корабли. Ввод в мировой расцвет» Филонова, «1918 год в Петрограде» Петрова-Водкина.

В 1920-х годах ряд художественных направлений сохранял преемственность и связь с искусством русского модерна и авангарда, благодаря тому, что продолжали работать мастера начала века. Возникли также новые виды художественной деятельности: кино, реклама, дизайн.

Шли споры между «станковистами» — сторонниками станковых форм искусства — и «производственниками», или конструктивистами, которые пытались усовершенствовать предметную среду, в которой живет человек. Для подготовки художников, инженеров и конструкторов, способных проектировать промышленные изделия, в 1920 году в Москве были созданы Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС).

Мастерские включали в себя несколько факультетов: архитектурный, графический (полиграфии и печатной графики), обработки металла, дерева, живописный, керамический, скульптурный и текстильный. В это время (1920-е) наметился, как отмечали критики, «поворот к реализму».

Художники стали проявлять интерес к классической живописной традиции, потому что, как утверждали идеологи новой власти, социалистическое искусство должно использовать лучшие достижения мировой культуры. Это определило поиски четких и ясных форм «большого стиля».

В 1922 году была основана Ассоциация художников революционной России (АХРР).

Тематика произведений художников АХРРа соответствовала их политическим позициям: «Жизнь и быт рабочих», «Красная Армия», «Революция, быт и труд».

Живопись становилась исторической летописью эпохи социализма. Основное место в работах художников этого направления занимала историко-революционная тема, отражающая государственную политику в искусстве.

Например, кисти И. И Бродского принадлежат такие картины, как «Ленин на фоне Смольного», «Торжественное открытие II конгресса Коминтерна», «Расстрел 26 бакинских комиссаров», «Выступление В. И. Ленина на Путиловском заводе», а М. Б. Грековым были созданы полотна «Тачанка» и «Трубачи Первой Конной».

В 1929 году Греков создает первую в советском искусстве диораму «Взятие Севастополя», продолжив традицию своего учителя Ф. А. Рубо.

В 1925 году выпускники мастерской Д. П. Штеренберга во образовали Общество станковистов, объединившее сторонников станкового искусства, которые занимались монументальной живописью, плакатом, оформляли книги и театральные постановки.

В общество вошли А. А. Дейнека, Ю. П. Пименов, А. Д. Гончаров и другие художники. В 20-е годы появились картины А. А. Дейнеки «На стройке новых цехов» и «Оборона Петрограда», Ю. И. Пименова «Даешь тяжелую индустрию!

». 23 апреля 1932 года вышло постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», которым были ликвидированы все существовавшие в 20-е годы художественные группировки и создана единая организация — Союз художников СССР Были воссозданы Всероссийская академия художеств, а позже — Институт живописи, скульптуры и архитектуры. Живопись стала политизированной, обслуживающей власть.

Теперь только государство могло делать заказы, устраивать тематические выставки, предоставлять художникам творческие командировки.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.