Илья Репин (1844-1930)Репин — выдающийся русский художник-жанрист, портретист, исторический живописец реалистического направления, профессор живописи, действительный член Петербургской Академии художеств. Величие Репина как художника явилось следствием гармоничного соединения врожденного таланта, глубокого осознания действительности и самобытного мировосприятия. Детские и юношеские годы Ильи Репина прошли вУкраине, в городе Чугуеве.

Он родился в семье военного поселянина Ефима Васильевича Репина.

Грамоте мальчика обучил сельский пономарь, а арифметике — дьячок.

Получив в семилетнем возрасте набор красок, Илья начал рисовать.

В 1858 году он стал учеником художника-иконописца И. М. Бунакова.

Илья быстро освоил сложную технику росписи, а в работе над иконами давал волю своему воображению. Юный художник получал много заказов на росписи церквей и портреты горожан — в 19 лет в родном городе он уже был признанным мастером.

Репин поехал в Петербург в Академию художеств и в 1864 году был зачислен вольнослушателем. Молодому Репину не хватало общеобразовательных знаний, но он учился с поразительным упорством.

Преодолев все препятствия, уже через год и восемь месяцев обучения Репин получил малую серебряную медаль за эскиз «Ангел смерти истребляет первенцев египетских».

Это было для Ильи не просто признанием его успехов, но и позволило освободиться от податного сословия и телесных наказаний, получить звание художника и больше не оплачивать обучение. Репин с самого начала обучения стал искать свою тему в искусстве.

Она открылась ему погожим днем 1868 года на Неве, когда он увидел фигуры бурлаков, доведенных каторжным трудом до состояния тяглового скота, их измученные лица и непокорные глаза.

Репин задумал сложную, построенную на контрасте композицию. Репинские «Бурлаки» были восторженно приняты зрителями и критикой в Петербурге и на Всемирной выставке в Вене.

За границу Репин уезжал прославленным мастером. Он побывал в Вене, Венеции, Флоренции, Риме, Неаполе, Лондоне.

Долгое время жил с семьей в Париже. Художник знакомился с западным искусством и много писал.

За свое аллегорическое полотно «Садко» Репин получил звание академика живописи.

Вернувшись в Россию, художник много и плодотворно работает.

Огромное впечатление на зрителя произвела картина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года» — наиболее драматическое произведение Репина.

Художник запечатлел момент, когда в тиране Грозном пробуждается человек и отец, осознавший свой поступок и свое горе. Мгновенная смена душевного состояния человека, бьющая из глаз царя, ошеломляет зрителя больше, чем хлынувшая из раны кровь.

А вот картина Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», напротив, была искрометной и веселой.

Все свое мастерство портретиста художник вложил в огромную, заказанную Александром II картину «Заседание Государственного Совета». Это было грандиозное многофигурное полотно, в исполнении которого помогали Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов: 80 сановников во главе с царем.

В процессе работы над картиной Репин создает этюдные портреты, которые по силе впечатления превосходили саму картину. Эти образы потрясают своей реалистической правдой.

Ведь Репин недаром считался одним из лучших портретистов.

Живописец создал портреты целой плеяды ученых: Пирогова, Сеченова, Бехтерева, Менделеева, Павлова; русских писателей: Тургенева, Л. Толстого, Писемского, Горького, Короленко, Маяковского; композиторов: Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова; художников: Крамского, Сурикова, Куинджи, Ге, Васнецова, Серова; портреты Стасова и Третьякова, а также всех своих родных.

Репин много работал, и когда в 1907 году у него отказала правая рука, то он стал писать левой, закрепив палитру специальными ремнями на теле. Когда врачи совсем запретили рисовать, он ухитрялся при помощи окурка и туши на клочках бумаги создавать самобытные портреты посетителей и друзей.

В 1907 году Репин подал в отставку и ушел из Академии. Умер он в сентябре 1930 года и был похоронен в своем любимом саду рядом с домом.

Комментарии запрещены.

Мандруємо світом