Иван Крамской (1837-1887)И. Н. Крамской родился в уездном городе Острогожске Воронежской губернии. Бедная хата под соломой, мать с ухватом у печи, долгие вечера уездного захолустья, церковный хор и мечта рисовать — таким он вспоминал свое детство. Приезд в город фотографа Я. Данилевского резко изменил судьбу Крамского.

Данилевский взял Ивана к себе ретушером. Крамской прекрасно справлялся с работой и вскоре был принят в лучшую столичную фотографию А. И. Деньера.

А осенью 1857 года Крамской был принят в Академию художеств.

Молодые бунтари, 14 лучших учеников выпуска 1863 года — К. Маковский, А. Морозов, А. Корзухин, Н. Дмитриев-Ориенбурский, Ф. Журавлев, К. Ленох. А. Литовченко, М. Песков, И. Перов, Н. Шустов, В. Венич, А. Григорьев, В. Крейтан и их организатор И. Крамской — отказались писать заданную картину «Пир в Валгалле» на право получения большой золотой медали и пенсионерской поездки в Италию, требуя свободного выбора тем. Академия отказала им в просьбе, и они дружно покинули ее стены, лишив себя крыши над головой, бесплатных мастерских и материальной поддержки Академии.

Их спасла дружба и организаторские способности Ивана Николаевича Крамского, объединившего всех в 1865 году в Артель художников.

Но вскоре стало ясно, что союз артельщиков скреплен только идеей и подвижничеством Крамского.

Почувствовав это, Иван Николаевич первым вышел из Артели и 2 ноября 1870 года вступил в Товарищество передвижных выставок, став одним из его организаторов и руководителей. Крамской называл себя «невольником-портретистом».

«Я любил и люблю человеческую физиономию, — говорил он. — Для меня портрет менее всего «посадил — написал»: для меня портрет — мысли мучительные и заветные, боль душевная, стремление осознать мир и время, в которых человек живет, я полжизни своей должен положить в этот портрет». Не случайно именно к Крамскому обратился П. М. Третьяков с просьбой помочь собрать для общества лучшие творения отечественной живописи и создать серию портретов выдающихся русских деятелей.

Третьяков точно знал, что такой заказ не может оставить равнодушным Крамского. Портреты Т. Шевченко, А. Грибоедова, Л. Толстого удались Крамскому необычайно.

Два года потребовалось Крамскому для создания знаменитого портрета М. Салтыкова-Щедрина. Широко известны созданные Крамским три портрета художника И. Шишкина.

Для П. М. Третьякова Крамской создал целую портретную галерею деятелей культуры, науки и искусства. Среди них портреты И. Гончарова, Я. Полонского, П. Мельникова-Печерского, С. Аксакова, В. Верещагина С. Боткина и самого П. Третьякова.

Всего в художественном наследии Крамского более 430 портретов современников.

Особняком в этой портретной галерее стоит легендарная «Неизвестная», написанная в 1883 году.

Умер Крамской 25 марта 1887 года.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.