Критики и исследователиКритики и исследователи рассматривают искусство 30-х годов XX века как период неоклассики, во время которого наблюдалось увлечение образцами искусства прошлых времен. Наиболее успешными мастерами социалистического реализма 30-х годов стали бывшие ахровцы А. М. Герасимов и Б. В. Иогансон.

У Герасимова был дар легко схватывать портретное сходство.

Среди написанных им картин преобладают изображения людей высокопоставленных, руководителей государства и партии. Его большие холсты «В. И. Ленин на трибуне», «И. В. Сталин и К Е. Ворошилов в Кремле», «Гимн Октябрю» становятся образцами официального стиля советской живописи.

Работы Иогансона «Допрос коммунистов» и «На старом уральском заводе» продолжали традиции передвижников.

Художник иногда прямо «цитирует» их в отдельных изображениях.

В то время вне канонов социалистического реализма художник практически не мог существовать. Так, работы А. Д. Древина и М. К. Соколова, отличавшиеся камерностью и обращенностью к личности, не вызывали у власти интереса.

Более того, оба мастера в годы сталинского террора были репрессированы. В годы Великой Отечественной войны появились документально точные фронтовые зарисовки, разные по технике, стилю, художественному уровню — это богатейшая летопись войны.

В первую очередь развивался портрет: появились скромные портреты рядовых солдат и парадные изображения маршалов. Развивался также бытовой и пейзажный жанр в связи с войной.

В этих стилях сделаны работы А. А. Пластова «Фашист пролетел» и «Жатва».

Сюжетные картины военных лет отличаются лаконизмом, простотой изобразительных средств и некоторой прямолинейностью в подаче сюжета.

Тема войны и победы в этой войне была актуальной и в послевоенные годы.

В связи с восстановлением разрушенных городов развивалось монументально-декоративное искусство.

На рубеже 1950-х-60-х годов художественная жизнь страны активизировалась. В 1957 году состоялся 1-й Всесоюзный съезд советских художников, появились новые журналы, открылись новые издательства.

В 1960-х годах в живописи складывается новое направление — «суровый стиль». Живописцы обратились к сдержанной, условной, обобщенной форме и лапидарным композициям.

Художников «сурового стиля» объединяли время и герои произведений. Все они много занимались портретом.

В этом жанре утверждается камерность, основными темами изображения становится дом, семья, любовь.

Характерными в этом смысле являются картины Д. Д. Жилинского «Семья художника Чернышева», «Семья Капицы».

Но не все художники 60-80-х годов были подвержены влиянию «сурового стиля». Многие обратились к традициям древнерусского искусства, искусства XIX века, проторенессансу, искусству «малых голландцев», французскому классицизму, русскому авангарду, фольклору.

С 80-х годов начинается возрождение церковной живописи, а с начала 90-х XX столетия вновь актуальной становится религиозная тематика.

В современной российской живописи нет единого стиля и каких-то жестких канонов. Сегодня произведения мастеров самых разных направлений живописи можно видеть на крупнейших экспозициях, включая выставки в Государственной Третьяковской галерее и Русском музее.

Комментарии запрещены.

Мандруємо світом