Культура восточного славянстваКультура восточного славянства начинается фактически с IX века. В это время в Среднем Поднепровье в районе Киева жили поляне; древляне поселились в болотистом и лесистом Припятском Полесье; ильменские славяне расселились по берегам озера Ильмень.

Между Припятью и Западной Двиной жили дреговичи, их соседями были кривичи, которые со временем разделились на кривичей смоленских, полоцких и псковских. Соседями полян со стороны степи были северяне, в бассейне реки Сож жили радимичи, а в бассейне Оки — вятичи.

На самой южной оконечности восточнославянской территории, почти на побережье Черного моря, поселились уличи и тиверцы.

Культура славянских племен была достаточно самобытной, но отличалась в деталях у разных групп.

Например, было обнаружено, что один из наиболее распространенных типов женских украшений у восточных славян — височные кольца — различается на различных участках территории Русской равнины.

Выяснилось, что определенные разновидности этих украшений совпадают с расселением того или иного восточнославянского племени.

Культура восточных славян испытывала влияние и тех народов, которые населяли Восточную Европу до них, и тех народов, которые пришли сюда в то же время. Это взаимодействие культур — важнейшее явление времени расселения славян по Русской равнине.

Оно сказалось и на русской живописи.

История русской живописи имеет свои особенности.

Ее подразделяют на два периода.

В первом периоде — до XVIII века — русская живопись носит религиозный характер и представлена в основном иконописью. Во втором — начиная с XVIII века — она теряет свой исключительно религиозный характер и становится светской.

Развитие на Руси иконописи начинается с эпохи принятия Русью христианства, с конца X века. Именно тогда на Руси появляются первые образцы византийского живописного искусства и довольно долго иконописцами были выходцы из Греции.

Только в XI веке впервые встречается имя первого русского иконописца — преподобного Алимпия Печерского. В русской иконописи XIV-XV веков выделяют три крупные школы — новгородскую, псковскую и московскую.

Новгородская школа сформировалась в Новгороде, который не пострадал во время татарского нашествия и переживал в XIV-XV веках экономический и культурный расцвет. Новгородская иконопись XIV века постепенно освобождалась от византийского влияния, приобретала свои особенные черты.

Со временем иконы стали доступными для сравнительно небогатых слоев общества.

Жители Новгорода охотно заказывали иконы для строящихся деревянных и каменных храмов.

Сохранившиеся в бурном потоке исторических событий немногочисленные иконы новгородской школы того времени говорят о том, что ей была свойственна особая полнокровность, конкретность и лаконизм, сформировался самобытный новгородский стиль с его энергичной манерой письма, экспрессивной трактовкой образов и связью с народным творчеством.

Псковская школа иконописи была признана исследователями не сразу.

И это не случайно. До 1348 года Псков входил в число новгородских пригородов.

Но потом он получил самостоятельность и превратился в равноправный с Великим Новгородом культурный центр, в котором сформировалась своя иконописная школа.

Псковская иконопись имеет свои особенности.

Композиции псковских икон чаще всего асимметричны, рисунок неточный, но всегда выразительный, колорит густой и скорее сумрачный, с преобладанием изумрудно-зеленых и темно-зеленых, почти черных тонов.

Фоны чаще желтые, хотя встречаются и золотые.

Широкое применение находит в псковских иконах разделка одеяний с помощью тончайших золотых линий, придающих красочной поверхности мерцающий характер.

Манера письма широкая и энергичная, с неравномерным распределением красочных пигментов.

Ученые отмечают, что из всех древнерусских иконописных школ псковская была наиболее демократичной по духу и наиболее непосредственной и импульсивной по формам выражения.

Комментарии запрещены.

Мандруємо світом