Литераторы во время Октябрьской революцииОктябрьская революция разделила русских литераторов, часть из которых приняла ее, а часть нет. Возникает литература эмиграции с центрами в Берлине, Париже, Праге, Харбине со своими журналами «Воля России», «Современные записки», «Путь», «Новый журнал», «Грани», советская литература и русская литература советской эпохи. Эмигранты оттачивают и доводят до классического совершенства традиционные формы. В 1933 году И. А. Бунину за его литературную деятельность присуждается Нобелевская премия.

Но едва ли не единственный, кому удается сомкнуть берега русской и западноевропейской прозы, это В. В. Набоков. Именно он сумел вписать русский «серебряный век» в мировой контекст.

В советской России создается идеологическая и эстетическая модель советской литературы. В рамках этой модели появляются такие произведения, как романы Д. А. Фурманова «Чапаев», А. С. Серафимовича «Железный поток», А. А. Фадеева «Разгром», Ф. В. Гладкова «Цемент», Н. А. Островского «Как закалялась сталь», пьесы Вишневского, Корнейчука, Тренева.

Этим произведениям присущ героический пафос, связанный с борьбой за построение нового строя и новой жизни. Ломка общественных отношений отразилась на литературном процессе послереволюционных лет, в котором драматически сталкивались в идейно-художественной борьбе многочисленные литературные течения и группы.

Ярким явлением в истории мировой лирики стала послереволюционная поэзия Маяковского.

В 1925 году выходит резолюция ЦК РКП (б) «О политике партии в области художественной литературы».

В ней говорится о том, что в классовом обществе нет нейтрального искусства, осуждается кастовая замкнутость некоторых литературных группировок, содержится призыв создать высокохудожественную литературу, свободную от буржуазного влияния. Литература официально становится частью культуры, обслуживающей власть, в 1932 году появляется единая организация — Союз писателей СССР.

Среди произведений, написанных советскими писателями, выделяются романы М. А. Шолохова, особенно многотомная эпопея «Тихий Дон». На материале жизни и быта казачества писатель раскрыл процессы широкого исторического масштаба, поставил вопросы общенародного значения.

«Тихий Дон» — «произведение общерусское, национальное, народное», — писал А. Толстой.

Герои, стоящие в центре романа, — Григорий Мелехов, Аксинья, Михаил Кошевой и другие персонажи — написаны с исключительной силой и принадлежат к самым глубоким образам не только русской, но и мировой литературы». За роман «Тихий Дон» Шолохов был удостоен Нобелевской премии.

В первые два десятилетия Советской власти создаются исторические романы «Кюхля» и «Смерть Вазир-Мухта-ра» Ю. Н. Тынянова, «Одеты камнем» и «Радищев» О. Д. Форш, «Чингизхан» B. Г. Яна. В это же время бурно развивается детская литература, публикуются сказки и стихи К. И. Чуковского и С. Я. Маршака, овеянные романтикой произведения А. П. Гайдара, стихи для детей В. В. Маяковского, C. В. Михалкова, А. Л. Барто.

До сих пор детвора читает роман-сказку Ю. К. Олеши «Три толстяка», роман В. А. Каверина «Два капитана», повести и рассказы Л. А. Кассиля и В. П. Катаева. Во время Великой Отечественной войны многие писатели воевали с оружием в руках, работали во фронтовой печати.

Многие из них погибли, защищая свою Родину.

Классикой русской литературы военных лет стали стихи Симонова, Ахматовой, Берггольц, Твардовского, публицистика Эренбурга. В послевоенное время появляются романы Ю. В. Бондарева, Б. Л. Васильева, В. П. Астафьева.

Значительным явлением литературы тех лет стала трилогия К. М. Симонова «Живые и мертвые» и роман М. А. Шолохова «Они сражались за Родину».

В период «оттепели» в 1960-е годы были оправданы такие деятели культуры, как В. Э. Мейерхольд, Б. А. Пильняк, И. И. Катаев.

Стали издаваться произведения ранее запрещенных авторов — И. Э. Бабеля, А. А. Ахматовой, С. А. Есенина, М. М. Зощенко.

В шестидесятые годы в литературу пришли новые молодые таланты. Е. А. Евтушенко издает свои сборники «Обещание» и «Яблоко», поэму «Братская ГЭС», А. А. Вознесенский — сборники «Парабола» и «Антимиры», Р. И. Рождественский — поэмы «Спутник», «Письмо в тридцатый век», Б. А. Ахмадулина — сборник «Струна», Б. Ш. Окуджава — сборники «Острова» и «Веселый барабанщик».

Складывается новое поэтическое течение — авторская песня, признанными лидерами которого были Б. Ш. Окуджава и А. Я. Галич. Стали выходить новые журналы — «Юность», «Наш современник», «Москва», «Нева», «Иностранная литература».

В прозе 60-х и 70-х годов выделяется «деревенская тема». Появляются повести В. Г. Распутина, В. И. Белова, Г. Н. Троепольского, рассказы и повести В. Ф. Тендрякова, Ф. А. Искандера, В. М. Шукшина, В. П. Астафьева.

Центром демократической литературы 60-х годов становится журнал «Новый мир», возглавляемый А. Т. Твардовским.

Здесь выходят деревенские очерки В. Г. Овечкина и Е. Г. Дороша, «лейтенантская проза» о войне Г. Я. Бакланова, В. О. Богомолова, Ю. В. Бондарева, B. П. Некрасова, В. В. Быкова. Печатается в «Новом мире» и старшее поколение — И. Г. Эренбург, С. П. Антонов, C. П. Залыгин.

Еще одним невероятно популярным журналом становится журнал «Юность», где печатаются прозаики так называемой новой волны — В. П. Аксенов, А. В. Гладилин, А. Г. Битов, Ф. А. Искандер, и поэты — Б. А. Ахмадулина, Ю. П.Мориц, А. А.Вознесенский, Е. А.Евтушенко, А. П.Межиров, Б. Ш.Окуджава, Д. С. Самойлов.

70-е и первая половина 80-х годов — это пора литературной зрелости писателей-шестидесятников, включая «сол-женицынскую» школу прозаиков, именуемых «деревенщиками» и пользующихся заслуженной славой.

Выходят к читателю фантасты братья Стругацкие, Л. С. Петрушевская, А. Ким.

Комментарии запрещены.

Последние публикации