Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940)Имя Михаила Булгакова приобрело широкую известность среди читающей публики в середине 60-х годов XX в. В литературное наследие, оставленное им, входят романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита», повести «Жизнь господина де Мольера», «Записки на манжетах», «Собачье сердце», сборники рассказов «Роковые яйца», «Дъяволиада», пьесы «Дни Турбиных», «Бег», «Зойкина квартира» и другие произведения. Известность и мировая слава пришли к Булгакову с публикацией в 1968 году романа «Мастер и Маргарита», спустя 20 с лишним лет после смерти писателя. Родился Михаил Афанасьевич 15 мая 1891 году в Киеве, в семье профессора Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова и преподавательницы женской гимназии Варвары Михайловны, урожденной Покровской.

В 1901 году Миша Булгаков поступил в Первую Александровскую гимназию, которую он потом описал в «Белой гвардии» и «Днях Турбиных». После окончания гимназии Булгаков стал студентом медицинского факультета Императорского университета Св. Владимира, где проучился 7 лет. Когда началась Первая мировая война, Булгаков, как будущий медик, стал работать в госпитале.

В 1916 году Булгаков, окончив курс и получив «степень лекаря с отличием», уехал на Юго-Западный фронт в качестве врача госпиталя Красного Креста.

Весной 1918 года Булгаков вернулся в Киев.

В первых строках романа «Белая гвардия» год этот назван «великим и страшным», а последняя его глава начинается с фразы, содержащей слова: «… но 1919 был еще страшнее».

В сентябре 1919 года Киев захватили войска генерала Деникина. Сразу же началась мобилизация и отправка на юг пополнения для деникинской армии, включая и врачей.

Среди них оказался и Булгаков.

Его отправили на Северный Кавказ.

В начале 1920 года во Владикавказе Булгаков заболел возвратным тифом, протекавшим в очень тяжелой форме.

Биографы отмечают, что именно после выздоровления он решил посвятить себя литературе.

В это время во Владикавказе открылся русский театр, появились газеты, издающиеся на русском языке. И Булгаков начал активно с ними сотрудничать, писать статьи и заметки, участвовать в литературных диспутах, сочинять миниатюры и пьесы для театра.

В конце сентября 1921 года Булгаков переехал в Москву.

В 20-е годы литературная жизнь в столице начала возрождаться: создавались частные издательства, открывались новые журналы.

Булгаков, проработав два месяца секретарем литературного отдела Главполитпросвета, устроился «бытовым фельетонистом» в газету «Гудок», где в то время работали В. Катаев, Ю. Олеша, И. Ильф и Е. Петров. Параллельно он стал писать очерки-фельетоны для берлинской русской газеты «Накануне».

Собственно, с нее и началась популярность Булгакова.

В этой газете и ее «Литературных приложениях» были напечатаны многие произведения писателя, написанные в 20-е годы, — «Записки на манжетах», «Похождения Чичикова», «Сорок сороков», «Путевые заметки», «Багровый остров».

В это же время Булгаков начинает работу над романом «Белая гвардия». Роман «Белая гвардия» тесно связан с пьесой «Дни Турбиных», премьера которой состоялась 5 октября 1926 года в Художественном театре.

Этот спектакль имел огромный успех, за два с половиной года его давали 250 раз. Несколько раз на спектаклях побывал сам Сталин, поначалу одобрительно отзывавшийся о пьесе. Но триумфальная постановка «Дней Турбиных», вошедшая в историю русского театрального искусства, впоследствии послужила поводом для травли писателя.

Некоторые критики обвинили его в сочувствии белогвардейцам.

Булгаков старался не обращать внимания на злобные выпады критики и работал над новой пьесой «Бег», которая стала завершением темы гражданской войны, а главный герой Хлудов — воплощением краха «белой» идеи. «Бег» был принят Художественным театром восторженно, но поставить его не разрешили.

Судьба «Бега» и его автора была решена самим Сталиным.

Имя Булгакова исчезло с афиш, в 1929-м и 1930 году не было поставлено ни одной пьесы, в печати не появилось ни одной булгаковской строки. Затравленный, без средств к существованию, в марте 1930 года, после отказа Художественного театра принять к постановке его пьесу «Кабала святош», Булгаков решился написать безумное по смелости послание Советскому правительству, в котором говорилось: «Зная, что ни печататься, ни ставиться более в пределах СССР мне нельзя…

я прошу… об изгнании меня за пределы страны».

18 апреля 1930 года в квартире Булгакова раздался телефонный звонок.

Женский голос сказал: «С вами будет говорить товарищ Сталин».

Тот поинтересовался, действительно ли Булгаков хочет уехать за границу.

Писатель ответил, что оставлять родину он не хочет. Тогда Сталин спросил, действительно ли Булгаков хочет работать в Художественном театре, и, получив утвердительный ответ, посоветовал подать туда заявление.

«Мне кажется, что они согласятся», — на прощание сказал Сталин.

В мае 1930 года Михаил Булгаков стал режиссером Художественного театра, а в октябре 1931 года пьеса «Мольер» (новое название «Кабалы святош») была принята к постановке.

Булгаков все последние годы жизни работал над лучшим своим творением — романом «Мастер и Маргарита», хотя и знал, что ни одно издательство его не примет к публикации. То, что эта удивительная книга дошла до читателя, заслуга жены Булгакова — Елены Сергеевны.

Она сохранила все рукописи, черновики и варианты романа; деловые бумаги и письма мужа, сама переписывала, редактировала главы романа, почти двадцать лет добивалась его публикации. Наградой для нее стал фантастический успех этого произведения у читателей, последовавший уже после его публикации в сокращенном варианте в журнале «Москва» зимой 1966-1967 года.

Михаилу Афанасьевичу триумф своего произведения увидеть не довелось, он умер 10 марта 1940 года.

Комментарии запрещены.

Мандруємо світом