Михаил Врубель (1856-1910)Михаил Врубель родился в семье военного юриста, выходца из Польши. Его мать умерла, когда Мише не было и трех лет. Заботу о четверых чужих детях взяла на себя вторая жена отца — Елизавета Христиновна, образованная женщина и хорошая пианистка.

Увлечение Миши рисованием началось в пять лет. С восьми лет он посещал рисовальную школу при Петербургском обществе поощрения художеств, его водили в галереи и на выставки.

Завершив учебу в гимназии, Врубель поступил в университет, чтобы стать юристом и по примеру отца делать военную карьеру. В этот период живопись для него была развлечением и отдыхом.

Он делал иллюстрации к произведениям Тургенева, Толстого, Достоевского, Гете, Шекспира, а также бытовые зарисовки, портреты друзей и близких.

После университета Врубель два года «отбывал воинскую повинность», но в 1880 году оставил службу и поступил в Академию художеств. На последнем году обучения Врубеля в Академии профессор А. В. Прахов, знаток памятников древнерусского зодчества, пригласил его в Киев руководить группой реставраторов.

Начало киевского периода стало для Михаила Врубеля счастливым временем. Молодость, настоящая работа и вера в будущее окрыляли его. Но, к несчастью, Врубель безнадежно влюбился в жену Прахова Эмилию Львовну.

Он дарил ей свои работы, писал с нее Богоматерь и вложил в этот образ такое чувство, которое позволило считать его одним из высших достижений художника. Духовное и физическое напряжение сделало художника нервным, его мучили приступы мигрени.

Но Врубель очень много писал.

Талант монументалиста позволял ему расписывать стену Кирилловской церкви без предварительной прорисовки, наставлять и подправлять артельщиков, удивлять своими находками специалистов и меценатов. В середине 80-х годов в творчестве Врубеля возник образ Демона.

Своего Демона он трактовал как олицетворение мятущегося человеческого духа, который стремится познать мир и не находит ответа на свои вопросы ни на земле, ни на небе. Художник был уверен, что Демон «составит имя» своему создателю, — и не ошибся.

В 1889 году Врубель приезжает в Москву и знакомится с незаурядным человеком и знаменитым меценатом С. И. Мамонтовым. Тот пригласил Врубеля к себе жить и стал его постоянным заказчиком.

Врубель иллюстрировал юбилейные издания Лермонтова и Пушкина, выполнял витражи, панно и плафоны, занялся майоликой и сделал в этой технике ряд скульптур — Садко, Египтянку, персонажей «Снегурочки» и Демона, изготовил декорации для спектаклей «Садко», «Царская невеста», «Царь Салтан», которые шли в Русской частной опере Мамонтова. В 1896 году Врубель женился на певице Надежде Забеле.

С нее он писал свою «Царевну-Лебедь», придумывал ей сценические костюмы, одежду, украшения, творил ее, как любимое произведение.

Но Врубеля ждали тяжелые испытания.

У него проявилась серьезная психическая болезнь, признаки которой были заметны и раньше. От воспаления легких умер маленький сын. Врубель попал в больницу.

Брюсов, видевший его там, писал: «Творческая сила пережила в нем все. Человек умирал, разрушался, мастер — продолжал жить». В последние годы жизни художник успел написать несколько портретов жены и собственных автопортретов, портрет маленького сына, замечательный портрет поэта Брюсова, вариации на тему «Пророка» и названную чудом пастель «Жемчужная раковина», экспонировавшуюся на выставке Союза русских художников в 1905 году.

Своими работами художник побеждал смерть.

Умер Врубель в 1900 году.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.