Первые десятилетия XIX векаПервые десятилетия XIX века характеризовались ростом интереса к изобразительному искусству. Были созданы художественные общества, стали издаваться специальные журналы, открылись провинциальные художественные школы.

Стал формироваться так называемый критический реализм. Душой этого направления был В. Г. Перов, с обличительным пафосом отображавший неприглядные стороны повседневности в таких своих картинах, как «Сельский крестный ход на Пасху», «Проводы покойника», «Тройка».

Перов написал прекрасные портреты Ф. М. Достоевского, А. Н. Островского, И. С. Тургенева. Наряду с представителями критического реализма в 40-50-е годы XIX столетия продолжали творить и художники романтического направления.

Самым ярким представителем романтизма в этот период был И. К. Айвазовский. Его лучшими романтическими произведениями являются «Буря в Черном море», «Вход в Севастопольскую бухту», «Георгиевский монастырь» и, конечно, знаменитый «Девятый вал». За свою долгую творческую жизнь художник-маринист создал шесть тысяч полотен и стал известен во всем мире.

В 1870-е годы демократическая живопись завоевала общественное признание. В это время в Академии художеств назревала борьба: спорили о праве искусства отражать реальную жизнь.

В 1863 году несколько выпускников академии отказались писать программную картину на тему скандинавского эпоса.

Не получив разрешения на свободный выбор темы, они вышли из Академии и основали «Петербургскую артель художников».

Вскоре московские и петербургские художники объединились в Товарищество передвижных художественных выставок.

Товарищество было создано по инициативе Г. Г. Мясоедова и поддержано Перовым, Ге, Крамским, Саврасовым, Шишкиным, братьями Маковскими и рядом других художников. В 70-80-е голы к товариществу присоединились молодые художники Репин, Суриков, Васнецов, Ярошенко, Савицкий, Касаткин.

С середины 80-х годов в выставках участвовали Серов, Левитан, Поленов.

Лидером передвижничества был И. Н. Крамской. Он создал целую галерею образов крупнейших деятелей русской культуры: им написаны портреты М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого.

Передвижники 70-х годов сумели затронуть самые острые проблемы общественной жизни, как это сделал, например, Г. Г. Мясоедов в картине «Земство обедает».

В картинах В. М. Максимова «Семейный раздел», «Лихая свекровь», «Все в прошлом» предстает образ нищей пореформенной России. Знаменитой стала работа Н. А. Ярошенко «Курсистка», в которой художник защищал право женщин на духовную жизнь.

В. В. Верещагин стоит первым в ряду тех живописцев, которые стремились показать неприглядную и трагическую сущность войны.

«Одни распространяют идеи мира своим увлекательным могучим словом, другие выставляют в защиту его разные аргументы, религиозные, экономические и другие, а я проповедую то же посредством красок», — писал художник. Верещагин считал, что нельзя научиться изображать настоящую войну, глядя на сражение в бинокль.

«Нужно самому все прочувствовать и проделать, участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытать голод, болезни, раны, — писал он. — Нужно не бояться жертвовать своей кровью, своим мясом, иначе картины мои будут не то». Когда началась Русско-японская война Верещагин, подтверждая, что его слово не расходится с делом, отправился на Дальний Восток, чтобы участвовать в боях и потом поведать о них в своих произведениях.

А 31 марта 1904 года Верещагин вместе с адмиралом С. О. Макаровым погиб на броненосце «Петропавловск», взорванном вражеской миной на рейде под Порт-Артуром.

Современных зрителей по-прежнему потрясают его картины «Смертельно раненый», «Апофеоз войны», «После удачи» и другие полотна. Развивался и жанр пейзажа.

Основоположником символистского «пейзажа настроения» в русской живописи становится А. К. Саврасов.

Комментарии запрещены.

Мандруємо світом