Псковский кремльПсковский кремль включает в себя весь комплекс археологических, культурно-исторических, архитектурных памятников. В его центре возвышается Троицкий собор (1699).

Псковичи считали свой город земным подобием Града Небесного («яко же Горний Иерусалим») и величали его Домом Святой Троицы. Троицкий собор в нынешнем его виде — это многоярусный (72 м) кафедральный шестистолпный пятиглавый храм с тремя высокими апсидами, двумя приделами и галереями.

Несмотря на перестройки XVIII в. и ремонт конца XIX в., собор сохранил первоначальный вид. Высок и затейлив иконостас в 7 ярусов. Замечательны многие иконы, в том числе: «Святая Троица», «Чирская Богоматерь» и прославленная «Псково-Покровская Богоматерь», недавно возвращенная на родину из Германии.

Здесь же покоятся мощи псковских святых: Всеволода-Гавриила, Довмонта, юродивого Николки Салоса и других. В соборе и вокруг него — захоронения великих «мужей пскович».

Колокольня Троицкого собора XVII — XIX вв. построена на месте древней башни «на Радчине всходе». Квадратная в плане, многоэтажная, она завершена ярусными пролетами звона, декоративным ярусом башенных часов и шпилем с крестом.

Верхние ярусы надстроены в XVIII-XIX вв. Троицкий собор вместе с колокольней является высотной доминантой в градостроительной структуре Пскова. Это действующий храм.

На территории кремля находятся Приказные палаты (1693-1695), в которых расположен музей.

Спасо-Преображенский Мирожский монастырь — всемирно известный памятник XII века. Мирожский храм включен ЮНЕСКО вСписок всемирного культурного наследия.

Слава Спасо-Пре-ображенского Мирожского монастыря в Пскове столь же велика, как и его древность.

В средние века здесь была богатая библиотека, работали переписчики духовной литературы, велась Псковская летопись, существовала иконописная мастерская.

Здесь переписали и сохранили для потомков эпическую повесть «Слово о полку Игореве». В регионе действуют три крупных музея-заповедника: историко-художественный и архитектурный музей-заповедник «Поганкины Палаты», историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск» и Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское» с многочисленными филиалами, среди которых музеи-усадьбы Н. А. Римского-Корсакова в Любенске и Вечаше, М. П. Мусоргского в Наумово, СВ. Ковалевской в Полибино, а также сеть муниципальных музеев.

Печоры — старинный русский город и районный центр Псковской области, в 52 км к западу от Пскова, он, как и сотни лет назад, находится на самой западной границе России и славится на весь мир прекрасным архитектурным ансамблем. Основная достопримечательность этих мест — Псково-Печорский монастырь, расположенный на окраине города.

Основателем монастыря летопись называет православного священника Ивана, бежавшего из Дерпта (Тарту) в 1472 году после разгрома немцами-католиками «правоверной церкви, поставленной от пскович».

Этот священник, в иночестве Иона, основал монастырь на самой границе с Ливонией как оплот православия в борьбе с западным католичеством. Он выкопал в горе небольшую пещерную церковь, которая была освящена в 1473 году.

Расти и богатеть монастырь стал только после присоединения Пскова к Московскому государству при дьяке Мисюре Мунехине, который при поддержке великого князя Московского начал интенсивные строительные работы.

Особенно укрепился и разбогател монастырь в XVI веке при игумене Корнилии, управлявшем монастырем с 1529-го по 1570 год. Тогда вокруг монастыря и были возведены крепостные стены с девятью башнями и тремя воротами, а внутри построены каменная Благовещенская церковь и надвратная Никольская.

Была создана иконописная мастерская, составлен летописный свод — Псковская третья летопись. Царь Иван Грозный пожаловал монастырю земли и прочие блага, а грамота от 1559 г. освободила живущих в монастырских владениях от светского суда.

Однако ратовавший за независимость Пскова от Московского государства, да к тому же связавшийся с изменником князем Курбским Корнилий закончил очень плохо.

Прознавший про все это Иван Грозный приказал казнить игумена, и, по монастырской легенде — сделал это собственноручно.

Приехав в Печоры, он отрубил голову вышедшему ему навстречу Корнилию, но, раскаявшись, внес обезглавленное тело на своих руках в монастырь. Поэтому путь от главных ворот Никольской башни до главной площади монастыря называется «кровавым путем».

Во время Ливонской и Северной войн монастырь-крепость не раз отражал нападения врагов. В крепости постоянно стоял гарнизон русской армии.

В награду за службу и верность правители щедро награждали монастырь, ставший крупнейшим землевладельцем.

Монастырская ризница хранила немало сокровищ, но, к сожалению, все было разграблено оккупантами во время Великой Отечественной войны и лишь частично возвращено впоследствии.

Комментарии запрещены.

Мандруємо світом