Развитие искусства 1900-х годовВажную роль в развитии искусства этого времени сыграл меценат и организатор выставок С. П. Дягилев. Под его редакцией в 1899-1904 годах выходил журнал «Мир искусства», на страницах которого были высказаны идеи о том, что основные проблемы современной культуры — это проблемы художественной формы, а главной задачей искусства является воспитание эстетических вкусов русского общества.

Художники, объединившиеся вокруг журнала (их называли мирискусниками), считали, что прекрасное можно найти только в искусстве, так как действительность безобразна. Ведущим художником «Мира искусства» был К. А. Сомов.

В его картинах «Дама в голубом» и «Эхо прошедшего времени» показана поэтическая и хрупкая женская красота.

Сомов создал ирреальный мир, сотканный из мотивов дворянско-усадебной и придворной культуры и собственных субъективных художественных ощущений, пронизанных иронией. Идейным лидером «Мира искусства» был А. Н. Бенуа — живописец, график-станковист, иллюстратор, театральный художник, режиссер, автор балетных либретто, теоретик и историк искусства, музыкальный деятель.

В 1903 году возникло одно из самых крупных выставочных объединений начала века — «Союз русских художников».

Инициаторами создания объединения стали московские художники, связанные с «Миром искусства». Но в 1910 году А. Н. Бенуа и его сторонники порвали с «Союзом русских художников», организованным на базе московской выставки, и вышли из организации.

В 1907 году в Москве журналом «Золотое руно» была устроена единственная выставка художников — последователей В. Э. Борисова-Мусатова, получившая название «Голубая роза».

Ведущим художником «Голубой розы» стал П. В. Кузнецов. В 1910 году ряд молодых художников объединились в организацию «Бубновый валет», которая просуществовала до 1917 года.

Романтической поэзии «Голубой розы» «бубновалетовцы» противопоставляли почти стихийную праздничность красок.

«Бубновый валет» — это название выставки, состоявшейся в Москве в марте — апреле 1910 года. В экспозиции были представлены работы М. Ф. Ларионова, Н. С. Гончаровой, П. П. Кончаловского, И. И. Машкова, А. В. Лентулова, А. В. Куприна, Р. Р. Фалька — мастеров яркого дарования, чьи творческие позиции не всегда совпадали.

Выставка имела скандальный успех, потому что многое в ее организации и характере представленных работ шокировало публику. Даже название выставки было взято из уличного жаргона, на котором «бубновый валет» означало «мошенник», «плут», «человек, не заслуживающий доверия».

Художественный облик «Бубнового валета» определяли живописцы, которые считали себя последователями Поля Сезанна.

Поэтому важное место среди произведений членов «Бубнового валета» занимали любимые жанры Сезанна — пейзаж и натюрморт. В 1911 году М. Ф. Ларионов, один из основателей «Бубнового валета», порвал с ним и вместе с Н. С. Гончаровой организовал новые выставки «Ослиный хвост» (1912) и «Мишень».

Читайте так же:

Комментарии запрещены.