Русская поэзия начала XIX векаКарамзин опирался в своей работе на определенные принципы. Это любовь к Родине, следование правде истории, как бы горька она ни была, стремление постигнуть события изнутри.

История представлялась Карамзину непрерывным движением к прогрессу, борьбой просвещения с невежеством.

Карамзин не только ввел в свою «Историю…» множество ценных документов, ранее неизвестных широкому кругу читателей, но сумел показать исторический процесс как исследователь, умеющий видеть в историческом факте художественное содержание.

Писатель, свободно и без страха разговаривавший с царями и декабристами, вошел в отечественную культуру как яркая, высоконравственная и привлекательная личность.

Русскую поэзию начала XIX века можно условно разделить на элегическое направление и гражданское.

Родоначальниками элегической поэзии стали В. А. Жуковский и К. Н. Батюшков, ее традиции были сильны в творчестве А. А. Дельвига, Н. М. Языкова, Е. А. Баратынского. Эти поэты обновили поэтический язык, разработали утонченные формы поэтической выразительности, создали многообразие метрических, строфических и ритмико-интонационных структур.

Расцвет творчества В. А. Жуковского приходится на 1810 — 1820 годы. В это время им созданы баллады «Эолова арфа» и «Вадим», перевод баллады В. Скотта «Замок Смальгольм, или Иванов вечер», романтические стихи «Цвет завета», «Море».

В начале 1830-х все большее место в его творчестве занимают переводы: поэмы Ф. Шиллера «Кубок», поэмы Байрона «Шильонский узник». Им написаны баллады «Торжество победителей», «Жалоба Цереры», сказки «Сказка о царе Берендее» и «Спящая царевна».

В 1833 году Жуковский написал стихотворение, которое сам он назвал «Молитва русского народа», но потомкам оно стало известно как российский гимн «Боже, царя храни!

» Благодаря своему влиянию при дворе Жуковский добился смягчения участи сосланного Пушкина, освобождения из ссылки Герцена, облегчения судьбы декабристов, помочь выкупить из крепостной неволи Шевченко.

Тесные дружеские отношения связывали его с Пушкиным. Жуковский любил «победителя ученика» с отеческой нежностью, старался смягчить его нелегкую участь, помочь и ободрить в трудные моменты жизни.

В трагические дни 27-29 января 1837 года он почти неотлучно находился у постели Пушкина, периодически вывешивал на дверях дома для тысяч ветревоженных людей бюллетени о состоянии больного.

Гражданская поэзия начиналась с творчества поэтов, группировавшихся вокруг Вольного общества любителей словесности, наук и художеств, но наиболее ярко она была представлена в произведениях поэтов-декабристов: В. Ф. Раевского, К. Ф. Рылеева, В. К. Кюхельбекера, А. А. Бестужева-Марлинского. Декабристы использовали литературу как средство пропаганды своих идей, стремились придать поэзии политический характер, сосредоточить ее усилия на утверждении идеальной нормы гражданской морали.

Они отвергали самодержавно-крепостнический порядок как несогласуемый с законами разума и «естественными правами человека», тяготели к традициям «просветительского классицизма». В 1809 году выходит первый сборник басен И. А. Крылова, сразу же сделавший его автора по-настоящему знаменитым.

Всего Крылов написал более 200 басен, которые были объединены в девять книг. Поначалу в творчестве поэта преобладали переводы басен Лафонтена, но постепенно он стал писать басни о злободневных событиях российской жизни.

Крылов стал классиком еще при жизни — в 1835 году В. Г. Белинский, говоря о классиках русской литературы поставил его в один ряд с Державиным, Пушкиным и Грибоедовым.

Празднование 50-летнего юбилея творческой деятельности баснописца в 1838 году превратилось в поистине всенародное торжество.

За прошедшие с тех пор почти два столетия все поколения россиян воспитывались на баснях Крылова. К числу «самых сильных проявлений русского духа», по словам В. Г. Белинского, принадлежит творчество А. С. Грибоедова.

Его «Горе от ума» — одна из вершин русской драматургии и поэзии.

Грибоедов поставил главную проблему своего переломного времени — проблему непримиримой вражды защитников старого строя и представителей нового мировоззрения. Великая комедия остается актуальной во все времена.

Современному читателю дорог патриотизм Грибоедова и его глубокая вера в Россию.

Как и предвидел А. С. Пушкин, многие строки комедии стали народными пословицами, что говорит о ее глубине и истинной народности.

Комментарии запрещены.

Мандруємо світом