Московская школа иконописи сложилась позднее новгородской, и начало ее расцвета почти совпадает с расцветом псковской школы. До нас не дошли московские фрески и иконы XII-XIII веков, поэтому трудно что-то сказать о живописи этого времени.
Вероятнее всего, Москва примкнула к старым Владимирским традициям.
Мало известно и о московской живописи последней трети XIV века. В 90-х годах XIV века и в начале XV центральной фигурой среди московских художников был Феофан Грек.
Некоторые исследователи считают, что русские школы иконописи различались не направлением, а ремесленными приемами, которые не нарушали общего византийского стиля. Особенность русской иконописи заключалась в том, что русский иконописец не изучал натуры, избегал наготы.
Русская иконопись отличалась неправильностью рисунка, неверностью перспективы, отсутствием колорита и светотени.
Но, тем не менее, изображения дышали неподдельным благородством. С икон русских мастеров на нас смотрят строгие лики самоотверженных аскетов, для них характерны отсутствие всякой нежности и соблазнов женской красоты.
В этом их своеобразие и оригинальность.
Наиболее знаменитым представителем русской иконописи стал Андрей Рублев В XVII столетии русская иконопись изменилась. Царь Алексей Михайлович пригласил для украшения своих дворцовых палат западных мастеров, знавших законы перспективы, умевших писать ландшафты и портреты с натуры.
Царский иконописец Симон Ушаков перенес западную технику и жизненный колорит в иконопись. Этот новый стиль иконописи известен под названием фряжского стиля.
С него началось становление светской живописи.
Итак, в конце XVII века начинается второй период истории русской живописи.
Следующий шаг в ее развитии был сделан в 1757 году, когда по инициативе куратора Московского университета И. И. Шувалова указом Сената от 6 ноября 1757 года в Санкт-Петербурге была учреждена «Академия трех знатнейших художеств». В Академию поступило значительное количество гравюр, рисунков, картин и слепков с произведений античной и западноевропейской скульптуры из коллекции И. И. Шувалова — основателя и, по существу, первого президента Академии.
Занятия со студентами начались в 1758 году сразу в нескольких классах: живописном, скульптурном, архитектурном, гравировальном, медальерном.
А через шесть лет высочайшим указом императрицы Екатерины II были утверждены «Привилегия и устав Императорской Академии трех знатнейших художеств», придавшие ей особый государственный статус. Академия стала центром научно-исследовательской мысли, осваивающей художественное наследие, исторический и современный опыт мирового и российского изобразительного искусства.
Наибольших успехов русская живопись второй половины XVIII века достигла в жанре портрета.
Одним из выдающихся мастеров портретной живописи стал Ф. С. Рокотов.
Им были созданы портреты, соответствующие гуманистическим представлениям о чести, достоинстве и «душевном изяществе». Искусствоведы говорят о «рокотовском женском типе»: гордо поднятая голова, удлиненный разрез чуть прищуренных глаз, рассеянная улыбка.