Система народного образованияСистема народного образования претерпевала изменения, главным образом, в типах и структуре школ и в сроках обучения. Были определены три основных пути получения среднего образования: средние общеобразовательные школы, средние специальные учебные заведения, средние профессионально-технические училища. В 1930-40-е годы сформировался тип так называемой сталинской гимназии, которая отличалась единообразием и централизацией управления.

В ней использовалась классно-урочная система, значительное внимание уделялось истории, географии, литературе, физико-математическим дисциплинам. К середине 1930 годов сложилась сеть внешкольных учреждений для творческих занятий детей и молодежи: дворцы пионеров и школьников, станции юных натуралистов, юных техников и юных туристов, детские и юношеские спортивные школы.

В 1943 году были приняты решения правительства об обучении детей с 7-летнего возраста и об учреждении общеобразовательных школ рабочей молодежи.

В 1944 году была введена пятибалльная система оценок успеваемости и поведения учащихся и установлены выпускные экзамены по окончании начальной, семилетней и средней школы. В 1943 году в общеобразовательной школе ввели раздельное обучение, школьную форму, ученический билет и правила распорядка школьной жизни.

В том же году была создана Академия педагогических наук РСФСР. В первые годы Великой Отечественной войны резко сократились число вузов и численность студентов и преподавателей, но к концу войны все показатели уже приблизились к довоенному уровню.

В 1930-50-е годы высшей школой была подготовлена так называемая вторая волна интеллигенции, прежде всего технической.

Именно она обеспечила в 1950-60-е годы достижения в ракетной и космической сферах. В 1960-70-е годы были предприняты попытки совершенствования начальной школы.

Период обучения младших школьников сократился с 4 до 3 лет. Реформирование начального обучения осуществлялось в три этапа. Сначала Л. В. Занковым, Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым и другими специалистами были разработаны основные принципы развивающего обучения, которые стали использоваться в практике массовой школы лишь с конца 80-х годов.

В 1970-е годы был осуществлен переход на всеобщее среднее образование. Со второй половины 80-х годов в условиях нараставшего общественного кризиса особенно остро встала проблема гуманизации образования.

Общую известность получила деятельность таких учителей-новаторов, как Ш. А. Амонашвили, И. П. Волкова, Е. Н. Ильина, Лысенкова, Шаталова, разработавших педагогику сотрудничества, основанную на творческом взаимодействии педагогов и учащихся.

Для разработки современной концепции образования в 1988 году был образован Временный научно-исследовательский коллектив «Школа», сформулировавший демократические принципы развития образования.

Но, к сожалению, эти принципы не были реализованы на практике. С 1990-х годов система образования в России находится в стадии обновления, однако в условиях переходного состояния государства и общества многие декларируемые прогрессивные идеи в образовательной практике не реализуются.

В конце XX века произошло кардинальное обновление содержания образования. Появились вариативные учебники по всем дисциплинам.

Введены такие курсы, как основы художественной культуры, история религии, экономика и бизнес.

Распространенным явлением стали авторские программы, курсы и учебные пособия. Школьное образование в России представлено следующими типами школ: начальная школа, средняя общеобразовательная школа, лицеи, гимназии, специальные школы.

Появились новые типы учебных заведений: технические колледжи, высшие ПТУ, коммерческие училища, центры, бизнес-школы.

Сегодня общее среднее образование в России включает в себя начальное образование (обучение начинается с 6 лет), 5 классов общей средней школы и 2 старших класса средней школы. В возрасте 10 лет, то есть после начальной школы, дети переходят на младшую ступень средней школы, обучение в которой продолжается 5 лет. В 15 лет они заканчивают эту ступень и в соответствии с законом получают аттестат о неполном среднем (об общем среднем) образовании.

Затем они могут либо продолжить свое образование в школе и получить по его окончании аттестат о полном среднем образовании, либо поступить в начальные или средние профессиональные училища.

К 2010 году вся Россия должна перейти на всеобщее 11-летнее школьное образование.

В целях повышения уровня обучения с 2000 года начался эксперимент по переходу на 12-летнее обучение в средней общеобразовательной школе. Введен единый государственный экзамен (ЕГЭ), заменяющий выпускные экзамены в средней школе и вступительные экзамены в вузы.

Комментарии запрещены.

Последние публикации