ТеатрВозникновение элементов театрального искусства связано с трудовыми процессами и культовыми обрядами славян. Так в народных играх появились драматическое действие и диалог.

Первыми носителями театральной культуры на Руси были скоморохи. Упоминания о них встречаются с XI века.

В XVI веке на землях Московского царства появляются зачатки церковного театра, но здесь он так и не получил широкого развития. Первым собственно драматическим представлением была русская «комедь» «Баба Яга, костяная нога», поставленная в 1671 году во время празднеств по случаю вступления царя Алексея Михайловича во второй брак.

Это представление так понравилось царю, что он приказал устроить в Преображенском потешную палату и выписать из-за границы актеров. В июне 1671 года в Москву приехала немецкая труппа Ягана, которая начала свои представления пьесой «Как Юдифь-царица царю Олоферну голову отрубила».

Практически все поставленные пьесы были большей частью духовного содержания. Главными драматическими писателями этого периода были архимандриты Дмитрий Савин и Симеон Полоцкий.

Петр I, понимая общественное значение театра, приказал построить на Красной площади «комедиальную храмину». Когда столицей России стал Петербург, там немцем Манном был построен первый театр.

Во времена Петра драматическое искусство ценилось так высоко, что даже в Духовном регламенте 1722 года было предписано семинариям «заставлять в свободное время учеников разыгрывать нравственные комедии».

Значительного прогресса достиг театр в XVIII веке при царствовании Елизаветы Петровны. К этому времени относится деятельность первого русского драматурга А. П. Сумарокова, из трагедий которого особенным успехом пользовалась трагедия «Хорев».

К этому же времени относится деятельность основателя русского театра Ф. П. Волкова, который по поручению императрицы основал театр и в Москве.

Директором этого театра был назначен Сумароков.

В делах московского театра живое участие принимали профессора и студенты Московского университета, которые перевели на русский язык несколько комедий Мольера и две комедии Теренция. Императрица Екатерина II тоже очень любила театр, даже сама писала и переводила пьесы.

В годы ее правления русский театр вышел на новый профессиональный уровень.

В 1774 году вышел высочайший указ об учреждении в Петербурге Российского публичного театра, в 1779 году было учреждено театральное училище, а в 1785 году появился Особый комитет для управления театрами.

Отечественная война 1812 года вызвала подъем гражданских и патриотических настроений в русском обществе. На сцене с успехом шли трагедии В. А. Озерова, начали переводить и ставить пьесы У Шекспира и И. Шиллера.

Значительное место в репертуаре театров заняли комедии А. А. Шаховского, М. Н. Загоскина, водевили Н. И. Хмельницкого, а также сатирические комедии И. А. Крылова. Игра драматических актеров начала XIX века А. С. Яковлева и Е. С. Семеновой потрясала зрителей подлинным трагизмом, силой страсти и искренностью переживаний.

В 1824 году было построено громадное роскошное здание Большого театра, а вскоре недалеко от него появилось и здание Малого театра.

Публичные театры в Москве, находившиеся сначала в частных руках, в 1806 году поступили в ведение казны и стали именоваться императорскими. В годы реакции после подавления восстания декабристов над театрами учреждается особый контроль.

В 1826 они поступили в ведение министерства двора. Была утверждена государственная монополия на театры, просуществовавшая до 1882 года.

Контроль над репертуаром осуществляла тайная полиция. Лучшие произведения русской драматургии проникали на сцену с большим трудом, часто в искаженном цензурой виде.

Так, пьеса «Горе от ума» А. С. Грибоедова была поставлено лишь через семь лет после ее написания.

Долгое время находились под запретом драмы В. Гюго, многие пьесы У. Шекспира, И. Шиллера. Общественным и театральным событием стала постановка «Ревизора» Н. В. Гоголя в 1836 году.

В труппе Малого театра в этот период играли знаменитые актеры П. С. Мочалов и М. С. Щепкин.

Огромное значение для развития сценического реализма, утверждения его как ведущего творческого метода имела деятельность М. С. Щепкина — актера, педагога, теоретика русского театра. Принципы Щепкина были развиты и углублены актером Александрийского театра А. Е. Мартыновым.

В русле демократического направления развивалось творчество актеров В. Н. Асенковой, В. И. Живокини. Иное направление в русском театре представляло проникнутое монументальной парадностью творчество петербургского трагика В. А. Каратыгина.

В середине XIX столетия русский театр достиг наибольшего расцвета. На сценах Петербурга играли Каратыгин, Сосницкий, Рязанцев, Мартынов, Самойлов, на сценах Москвы — Мочалов, Щепкин, П. Садовский, С. Васильев, Самарин.

Комментарии запрещены.

Мандруємо світом