Творчество А. С. ПушкинаXIX век подарил России творчество А. С. Пушкина, которое вошло в золотой фонд русской литературы. Классикой стали его роман в стихах «Евгений Онегин», поэмы «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Медный всадник», сказки в стихах «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», трагедия «Борис Годунов», маленькие трагедии — «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Русалка», повести «Дубровский», «Капитанская дочка», «Пиковая дама», цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», философская, вольнолюбивая и любовная лирика. Александр Сергеевич Пушкин, стоявший у истоков новой русской литературы, был удостоен потомками самой высокой чести, о которой только может мечтать поэт: его именем названа целая историческая эпоха, узнаваемая по одному слову — «пушкинская».

Земная жизнь поэта оказалась до боли короткой.

Но вслед за его гибелью началась другая, бессмертная жизнь пушкинских творений, отмеченная поистине всенародной любовью и славой, которую не смог затмить ни один русский писатель.

Пушкин включил в свою художественную систему целые культуры, весь духовный опыт человечества становился внутренним достоянием этой системы.

Поэт осознавал единство всемирной истории и всемирной культуры, верил в безграничность духовного потенциала личности. Пушкин является камертоном русской литературы, по которому она сверяет свои нравственные идеалы и художественные достижения.

В XIX веке оформились как целостные художественные системы русский романтизм и русский реализм. Романтизм был представлен лирикой Е. А. Баратынского, Ф. И. Тютчева, А. И. Полежаева, А. И. Одоевского.

Но наиболее принципиальное выражение получило это направление в лирике М. Ю. Лермонтова. Романтический протест Лермонтова был связан с осознанием фатальной неосуществимости идеала и, вместе с тем, с принципиальной невозможностью отступиться от него.

Лирика Лермонтова проникнута пристальным вниманием к процессу внутренней жизни человека во всей ее сложности.

В зрелом творчестве Лермонтова развивались тенденции реалистической поэзии, начало которой положено Пушкиным. Лермонтов удивительно современен.

И сегодня читатели ценят его поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Тамбовская казначейша», «Мцыри», «Демон», драмы «Странный человек», «Маскарад», романы «Вадим», «Княгиня Луговская», «Герой нашего времени», философскую, любовную, пейзажную лирику.

Литературоведы часто пишут о загадочности его таланта.

Действительно, Лермонтов рано осознал свое поэтическое призвание. Уже его первые поэмы «Черкесы», «Кавказский пленник», «Корсар», написанные в подражание Байрону, несут печать зрелости и несомненного таланта.

А когда Лермонтов написал в день трагической гибели Пушкина свое знаменитое стихотворение «Смерть поэта», стало ясно, что в русскую литературу пришел поэт, который мог быть равным Пушкину. Но жить ему оставалось чуть больше четырех лет. За эти четыре года Лермонтов многое успел написать, в том числе и роман «Герой нашего времени», не похожий ни на одно прозаическое произведение русской литературы.

Создание образа Печорина — очевидная художественная победа Лермонтова. Образ Печорина созвучен проблемам всякого мыслящего и ищущего свое место в мире человека.

Не случайно словосочетание «герой нашего времени» прочно вошло в обиход российской интеллигенции и используется до сегодняшнего дня. Еще одну линию русского реализма представляет творчество Н. В. Гоголя. Он начал утверждением романтической мечты о прекрасном и справедливом мире, противопоставив ее «скудости» крепостнической действительности.

Он столкнул провозглашенную им мечту с реальностью современной ему жизни, намечая сатирический подход к этой реальности.

Вершиной сатиры Гоголя считается его роман-поэма «Мертвые души».

Классикой русской литературы стали также сборники повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Арабески», повести «Нос», «Коляска», «Шинель», комедии «Ревизор», «Женитьба».

Комментарии запрещены.

Мандруємо світом