Творчество Н. В. ГоголяТворчество Николая Васильевича Гоголя начиналось в эпоху, озаренную пушкинским гением, под чьим обаянием писатель находился всю жизнь. Да и сам Пушкин принял участие в судьбе Гоголя, подсказав сюжеты «Ревизора» и «Мертвых душ». В то же время художественная стихия Гоголя росла и крепла в ином, новом русле русской прозы. Знаменитые слова Достоевского о том, что «все мы вышли из гоголевской «Шинели», относятся не только к одноименной повести писателя, они определили критическое начало последующих произведений русских писателей XIX и XX веков.

В 1842-1855 годы русская литература развивалась в атмосфере обострившихся общественных противоречий, напряженных идеологических споров между славянофилами и западниками, быстрого созревания революционной демократической мысли. В публицистике А. И. Герцена, критике В. Г. Белинского, эстетике и философии петрашевцев находят свое выражение идеи антропологического материализма, утопического социализма, диалектики Гегеля.

Появляются прогрессивные журналы «Отечественные записки» и «Современник», усиливается социальный пафос литературы.

Своего расцвета русская критическая мысль достигла в творчестве В. Г. Белинского, выдвинувшего новые принципы критической оценки литературного произведения. Белинский обосновал реалистическое понимание сущности искусства.

Эстетика Белинского проникнута историзмом, стремлением к определению общих закономерностей литературного процесса, связанных с условиями общественного развития. В своих статьях критик представил стройную концепцию реализма и народности литературы.

Отрицание крепостнических порядков, защита прав и достоинства личности объединяют таких разных по своей творческой манере писателей, как И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, А. Ф. Писемский, М. Е. Салтыкова-Щедрин, А. И. Герцен.

Развитие русского реализма проявилось в новом типе бытовой комедии А. Н. Островского, ранней поэзии Н. А. Некрасова.

Литература второй половины XIX века принесла с собой новые темы, значительно раздвинула границы реализма, создав новые художественные формы в прозе, драматургии и поэзии. Начиная с 60-х годов, русская литература оказалась еще более тесно связанной с общественно-политическими проблемами.

Трибуной революционных демократов стал журнал «Современник», на страницах которого Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов обосновывали революционно-материалистическую эстетику, вели борьбу за демократизацию литературы, против идеологов «чистого искусства».

Выразителем демократической идеологии был журнал «Русское слово», фактически возглавляемый Д. И. Писаревым, который полемизировал с «Современником» по вопросам о положительном герое, народе, искусстве и философии, проявляя при этом ярко выраженный утилитарный взгляд на назначение искусства и литературы.

Революционным демократам противостоял широкий фронт публицистики, которая была представлена в многочисленных журналах от реакционных «Русского вестника» и «Московских ведомостей» до либеральных «Отечественных записок».

«Былое и думы» и публицистика Герцена знакомили Европу с Русью, русским ее народом, его освободительной борьбой. Не случайно великий французский писатель Виктора Гюго писал Герцену: «Ваша книга восхищает меня от начала до конца.

Вы внушаете ненависть к деспотизму, вы помогаете раздавить чудовище; в вас соединились неустрашимый боец и смелый мыслитель». С одной стороны, во взглядах Герцена на литературу и искусство отразились традиции Пушкина, декабристов, Белинского, эстетические принципы русской революционной демократии 60-х годов.

С другой — на эти взгляды повлияло его знакомство с буржуазной цивилизацией Запада, с культурой и общественным укладом крупнейших европейских стран, которое проходило в период революционных событий 1848 года. Поражение революции в Западной Европе глубоко потрясло Герцена.

Его книга «Былое и думы» стала величайшей летописью общественной жизни и революционной борьбы в России и Западной Европе на протяжении нескольких десятилетий — от восстания декабристов до кануна Парижской Коммуны. Герцен писал: «Былое и думы» — не историческая монография, а отражение истории в человеке, случайно попавшемся на ее дороге».

Комментарии запрещены.

Мандруємо світом