Жанровые фильмыВ 1964 году широкий общественный резонанс получила картина «Председатель» режиссера А. А. Салтыкова. Блестяще сыграл в этом фильме главную роль актер Михаил Ульянов. Признанный мастер современной темы Герасимов, работая в свободной форме киноромана, создал обширный цикл фильмов — «Люди и звери», «Журналист», «У озера», «Любить человека», «Дочки-матери».

Начинает работать в комедийном жанре Э. А.Рязанов.

Он снимает фильмы «Карнавальная ночь», «Берегись автомобиля», раскрывая талант таких актеров, как Л. М. Гурченко, И. М. Смоктуновский. Немая «комическая» эксцентрика возрождается в картинах Л. И. Гайдая.

В популярной короткометражке «Пес Барбос и необычный кросс» впервые появились актерские «маски» — Трус (Г. М. Вицин), Бывалый (Е. А. Моргунов), Балбес (Ю. В. Никулин). Полюбившиеся зрителю, они переходили из фильма в фильм — «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница».

Проблемы, которые волновали все общество, были затронуты в фильмах на школьную тему: «Друг мой, Колька» режиссеров А. А. Салтыкова и А. Н. Митты, «Звонят, откройте дверь» Митты, «Доживем до понедельника» С. И. Ростоцкого, «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» Э. Г. Климова. Сергей Герасимов снимает по роману Шолохова грандиозную многосерийную киноленту «Тихий Дон». В фильме с блеском сыграли актеры П. П. Глебов, Э. А. Быстрицкая, Л. И. Хитяева, З. М. Кириенко.

В 1970-е годы кинематограф часто обращается к теме войны. Трагизм военных лет по-новому осмысливается в фильмах «Горячий снег» режиссера Г. Г. Егиазарова, «А зори здесь тихие…

» С. И. Ростоцкого, «Они сражались за Родину» С. Ф. Бондарчука, «Восхождение» Л. Е. Шепитько.

Важнейшее место в осмыслении итогов Второй мировой войны занимает фильм М. И. Ромма «Обыкновенный фашизм», созданный на хроникальном материале. Создатели картины сумели показать трагедию народа, обманутого нацистской идеологией, и вместе с тем подчеркнули ответственность нацизма перед человечеством.

Большой зрительский успех сопутствовал фильму «Белорусский вокзал» режиссера А. С. Смирнова.

Миллионы зрителей приковал к экранам телесериал Т. М. Лиозновой «Семнадцать мгновений весны», ставший классикой этого жанра.

В кинематографе возникли новые сложные жанровые формы: лирический фильм-притча «Гори, гори, моя звезда» Митты; «вестерн» с элементами пародии — «Белое солнце пустыни» В. Я. Мотыля; комедия, близкая к социальной драме, — «Афоня» Г. Н. Данелия, лирическая буффонада — «Здравствуй и прощай» В. В. Мельникова. Особую страницу в кинематографе составили фильмы Эльдара Рязанова.

Его «Ирония судьбы, или С легким паром», «Служебный роман», «Гараж» выделяются отличными актерскими работами и изобретательной режиссурой. Чудеса и фантастические допуски использует в своих комедиях «Фонтан» и «Окно в Париж» ученик Рязанова режиссер Ю. Б. Мамин.

Работы комедийного триумвирата — Гайдай, Рязанов, Данелия — неизменно оказывались в центре зрительского внимания, образуя костяк репертуара кинотеатров и телепрограмм. Распространенный в западном кинематографе жанр «фильмов-катастроф» представлен в советском кино первой большой работой ученика Тарковского — режиссера К. С. Лопушанского — «Письма мертвого человека».

Значительным стал фильм «Агония» Э. Г. Климова. Запрещенная на родине, она была продана зарубежным прокатчикам и широко демонстрировалась на экранах разных стран, прежде чем, наконец, была показана отечественному зрителю.

К сожалению, на полку была положена и первая картина А. Ю. Германа «Проверка на дорогах» (1972) — о человеке, который однажды надел немецкую шинель и заплатил за это собственной жизнью. Режиссер продолжил разработку военного материала в фильме «Двадцать дней без войны».

Оценивая советский кинематограф критики говорили и писали о «кино оттепели», «кино застоя», «кино перестройки», выявляя связи между художественным процессом и общественно-политической ситуацией в стране.

Но связи эти оказались не столь прямолинейны и однозначны. Так, в «застойные» годы, когда ощущался гнет цензуры, был снят ряд талантливых работ, которые стали классикой мирового кинематографа.

А когда пришла долгожданная свобода творчества, то русский кинематограф вступил в полосу серьезного кризиса, связанного с трудностью освоения новой экономической ситуации. Но судя по всему, российский кинематограф все же научился справляться с этими трудностями.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.