Александровская колоннаАлександровская колонна (проект архитектора О. Монферрана). Колонна высотой 47,5 метра ничем не закреплена и держится благодаря собственной тяжести. Завершает ансамбль памятника монументальная фигура ангела, изваянная скульптором Б. И. Орловским.

Не менее, чем Дворцовая площадь с Зимним, вошел в историю, был воспет и окружен легендами Невский проспект с прилегающими территориями.

Главная магистраль Петербурга протянулась более чем на 4 км — от Адмиралтейства до Александро-Невской лавры.

Улица появилась уже в 1710 г., когда от Адмиралтейства, а в 1712 г. от Александро-Невского монастыря (с 1797 г. лавра), были проложены дороги к Новгородскому тракту.

Два десятилетия спустя ей было дано наименование — Невский проспект (по названию монастыря, к которому она вела).

Невский проспект начинается от Дворцовой площади (дом № 2). На участке до Мойки практически не сохранилось построек XVIII в. Здание на углу Невского проспекта и Малой Морской улицы (дом № 7/9) занимает Агентство воздушных сообщений.

Внушительное сооружение, облицованное темно-серым гранитом, возводилось для банкирского дома Вавельберга в 1911-1912 гг. архитектором М. М. Перетятковичем.

Дома № 8 и № 10 — памятники архитектуры раннего классицизма. Дом № 12 знаменит тем, что в1819-1822 годах верхний этаж его занимал петербургский генерал-губернатор, боевой генерал Михаил Александрович Милорадович (1771-1825).

В 1820 году в этом доме произошел исторический разговор губернатора с Пушкиным.

В 1910-1911 годах этот дом был перестроен по проекту московского архитектора А. Э. Эрихсона (Эриксона). Органично вписались в проспект классицистические формы здания школы №210, сооруженного в 1939 году архитектором Б. Р. Рубаненко (дом № 14). На фасаде школы сохраняется надпись: «Граждане!

При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна». Это напоминание о суровых 900 днях блокады города в годы Великой Отечественной войны.

В доме № 15 по Невскому проспекту, где сейчаснаходится кинотеатр «Баррикада», в начале XVIII в. был Морской рынок, потом Гостиный двор. В 1919 г. здание было передано Дому искусств, созданному по инициативе писателя A. M. Горького.

В нем жили и работали писатели и поэты А. Грин, О. Мандельштам, М. Зощенко, Н. Тихонов, К. Федин.

Дом № 18, на другой стороне Невского проспекта, получил свой теперешний облик в результате перестройки, осуществленной в 1812-1816 гг. архитектором В. П. Стасовым.

В здании находятся крупнейший букинистический магазин «Старая книга» и Литературное кафе.

За Мойкой проспект становится намного шире. Через реку перекинут Народный мост (бывший Полицейский, или Зеленый).

Этот первый в России городской металлический мост из чугунных кессонов сооружен в 1806-1808 гг. архитектором В. И. Гесте. Слева за Народным мостом в доме № 20 расположились библиотека им. А. А. Блока и Дом военной книги.

Здание было построено в 1830-1837 гг. архитектором П. Жако для голландской церкви, оно и сегодня увенчано невысоким куполом. К Невскому проспекту обращен главный фасад Строгановского дворца (дом № 17). Дворец был возведен в 1752-1754 гг. по проекту архитектора В. В. Растрелли.

В конце XVIII столетия дворец принадлежал А. С. Строганову, известному меценату, президенту Академии художеств.

В стенах здания находилось одно из лучших в России частных художественных собраний (ныне оно в Государственном Эрмитаже).

Сегодня в здании разместились коллекции Государственного Русского музея.

На левом берегу Мойки, за Невским проспектом, еще в первой половине XVIII в. был построен ряд обширных усадеб с регулярными садами и роскошными дворцами.

Два из них дошли до наших дней и ныне входят в комплекс зданий, занимаемых Петербургским педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Дворец К. Г. Разумовского, последнего гетмана Украины и первого президента Петербургской Академии наук, был построен в 1762-1766 гг. по проекту А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлен-Деламота (набережная реки Мойки, № 48). Несмотря на перестройки, произведенные в XIX веке, здание сохранило облик, характерный для раннего русского классицизма.

Перед дворцом установлен памятник выдающемуся русскому педагогу К. Д. Ушинскому (1961, скульптор В. В. Лишев).

Педагогический университет занимает также и дом № 52. Это здание было построено в конце позапрошлого столетия для Воспитательного дома. На треугольном фронтоне изображен пеликан, кормящий своих детенышей, — традиционная эмблема монастырских приютов для сирот.

Между Большой и Малой Конюшенными улицами на Невский проспект выходит ансамбль зданий лютеранской церкви Петра и Павла (дома № 22/24). В глубине двора расположена школа № 222, старейшая в городе, ее история берет начало в 1710 г. Нынешнее здание Петришуле построено в 1760-1762 гг. архитектором М. Л. Гофманом в стиле барокко, но позже его перестроили.

Среди ее воспитанников: зодчий К. И. Росси, композитор М. П. Мусоргский, ученые Г. П. Гельмерсен, К. А. Раухфус, П. Ф. Лесгафт, В. В. Юнкер. И сегодня в этих стенах располагается школа с углубленным изучением немецкого языка.

Пересечение набережной канала Грибоедова с Невским проспектом акцентирует угловая, с глобусом, башня «Дома книги». Здание было возведено для компании «Зингер» в 1902-1904 гг. На рубеже XIX и XX столетий в здании находилось посольство США. На противоположной стороне Невского проспекта расположен величественный ансамбль Казанского собора.

В 1733-1737 гг. по проекту М. Г. Земцова на этом месте построили церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Потом ее разобрали, ив1801 -1811 гг. по проекту А. Н. Воронихина здесь воздвигнули собор, посвященный православной святыне — Казанской иконе Божьей Матери.

В 1813 г. в соборе был погребен главнокомандующий русских войск в Отечественной войне 1812 года фельдмаршал М. И. Кутузов. Мемориальное значение Казанского собора возросло после открытия перед ним в 1837 г. памятников М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли, выполненных Б. И. Орловским при участии архитектора В. П. Стасова.

Собор стал своеобразным пантеоном русской славы Отечественной войны 1812 года. Ансамбль Казанского собора со стороны улицы Плеханова дополняет чугунная ограда необыкновенной красоты.

Она создана по проекту А. Н. Воронихина в 1803-1812 гг. Перед ней установлен фонтан работы Ж. Ф. Тома де Томона (1809), перенесенный сюда в 1934 г. с Пулковского шоссе.

В 1932 г. в Казанском соборе разместился Музей истории религии. Он располагается в нем и по сей день, хотя уже с середины 1990-х гг. в храме проводятся богослужения, восстановлены крест и колокольня.

На крутом изгибе канала эффектно выделяется висячий Банковский мост, построенный в 1825-1826 гг. инженером В. Треттером. Фантастические грифоны с золочеными крыльями и фонарями над головой (скульптор П. П. Соколов) держат в пасти концы металлических цепей, укрепленных на консолях, которые скрыты внутри фигур.

Название моста связано с Ассигнационным банком, располагавшимся напротив. Здание бывшего Ассигнационного банка занимает большой участок между набережной и Садовой улицей, куда обращен главный фасад здания.

Подковообразное в плане сооружение возведено в 1783-1790 гг. по проекту Дж. Кваренги. Ныне здесь располагается Финансово-экономический университет.

В угловом доме № 30 с 1949 г. находится Малый зал (он носит имя М. И. Глинки) филармонии им. Д. Д. Шостаковича.

Здание это (1759-1761 гг., архитектор В. В. Растрелли) всегда было центром музыкальной жизни города. Поврежденное авиабомбой в 1941 г., оно было реконструировано (в него был включен вестибюль станции метро «Гостиный двор»).

Расположенный далее костел Св. Екатерины, возведенный в 1762-1783 гг., принадлежит к лучшим образцам стиля переходного периода от барокко к классицизму.

На другой стороне Невского проспекта хорошо видна башня с часами (дом № 33). Она использовалась для оптической телеграфной связи и в качестве пожарной каланчи. Справа к башне примыкает торговое здание Серебряные ряды (дом № 31), построенное по проекту Дж. Кваренги в 1784-1787 гг. Здание Городской думы обращено на Думскую улицу, рядом стоит изящный шестиколонный портик Перинной линии, а на другой стороне проспекта расположена гостиница «Европа».

В доме № 48 находится универмаг «Пассаж».

Здесь опробовались все технические новшества своего времени: впервые в торговых помещениях города появились лифт и водопровод.

Раньше при магазине существовал небольшой музей (на галерее) и ресторан. В театральном зале «Пассажа» в 1904-1906 гг. работал Новый драматический театр В. Ф. Комиссаржевской.

Теперь в этом помещении (Итальянская улица, 19) ставит спектакли Драматический театр им. В. Ф. Комиссаржевской, организованный в 1942 г. в блокадном Ленинграде.

Участок между Михайловской и Садовой улицами самый широкий на всем проспекте.

На правой стороне Невского стоит огромное здание универмага «Гостиный двор» (дом № 35). Оно было возведено в 1761-1785 гг. Ж. Б. Валленом-Деламотом. В этом квартале рядом находятся два театра: Театр кукол-марионеток им. Е. С. Деммени (дом № 52) и Академический театр комедии (дом № 56). В первом этаже дома № 56 размещается самый популярный в городе гастроном «Елисеевский».

Это сооружение, возведенное в 1902-1903 гг. для Торгового дома братьев Елисеевых архитектором Г. В. Барановским, яркий образец зодчества раннего модерна. Наружные углы магазина украшают скульптурные аллегории Торговли, Промышленности, Искусства и Науки.

Весь его облик был призван привлечь внимание, остановить, заставить войти.

Внутри все было необычно для своего времени: на первом этаже располагался магазин «колониальных товаров», на втором — театральный зал, на третьем — ресторан.

Комментарии запрещены.

Мандруємо світом