Архитектуры русского бароккоСаарская мыза — Царское Село (1728-1918) — Детское Село (1918- 1937) — Пушкин (с 1937). Расцвет этой резиденции пришелся на время тридцатичетырехлетнего царствования Екатерины Великой. Екатерининский дворец — жемчужина архитектуры русского барокко, является композиционным центром памятника.

Восхищают роскошью убранства Большой зал дворца и «золотая анфилада» парадных залов, среди которых — всемирно известная Янтарная комната. В период войны ее по какой-то причине не смогли эвакуировать, и она была демонтирована и вывезена немцами.

Куда?

Следы этого шедевра теряются где-то в Кенигсберге, и по сей день местонахождение Янтарной комнаты остается загадкой. В начале 1980-х годов было принято решение о воссоздании Янтарной комнаты.

В год 300-летия Петербурга новая Янтарная комната была открыта на всеобщее обозрение. С дворцом композиционно связан Екатерининский парк — великолепное произведение русского садово-паркового искусства XVIII-XIX веков, в котором сочетаются шедевры архитектуры и красота преображенной северной природы.

В 1750-е годы парк украсили многочисленные увеселительные павильоны. Пейзажная часть создана во второй половине XVIII века.

Павел I не любил Царское Село, как и многое другое, с чем было связано имя его матери.

Он предпочитал две другие свои резиденции — Павловск и Гатчину. После смерти Екатерины Павел принялся за планомерное разорение Царского Села: он приказал своему любимому архитектору Бренне (построившему Михайловский замок в Петербурге и строившему резиденции в Павловске и Гатчине) вывезти из Царского Села все, что тот сочтет нужным для украшения вышеупомянутых дворцов.

В первые годы царствования Александра I Царское Село оставалось заброшенным.

Только в 1808 году император вспомнил о любимой резиденции своей «державной бабки» и предпринял меры по ее восстановлению.

Во флигеле Большого дворца, построенном в конце царствования Екатериной II для своих внуков, было учреждено новое высшее учебное заведение для детей дворян — Императорский Царскосельский лицей, который был открыт 19 октября 1811 года.

Создатели Лицея обращались не только к идеалу античности, но и к русским традициям: не случайно среди попечителей учебного заведения числился выдающийся историк Карамзин. «Учреждение Лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной», — гласил первый пункт лицейского устава.

Лицей дал России множество великих имен. Самым известным выпускником этого учебного заведения был А. С. Пушкин.

Здание Лицея простых, строгих форм, традиционных для русского классицизма, образует вместе с церковным флигелем Большого (Екатерининского) дворца единый архитектурный ансамбль. В конце 1843 года Лицей был реорганизован в Александровский и позже переведен в Петербург.

13 марта 1946 года вышло распоряжение Совета Народных Комиссаров Союза ССР о передаче в ведение Академии наук СССР зданий бывшего Александровского дворца и Лицея в городе Пушкине для их восстановления и размещения в них Всесоюзного музея А. С. Пушкина. Последний российский император Николай II начиная с 1905 года постоянно жил в Царском Селе в Александровском дворце, который был построен Екатериной II для своего внука Александра.

Это один из лучших образцов мировой архитектуры классицизма. Александровский парк площадью 188 гектаров делится на регулярный (Новый сад) и пейзажный парки.

В1911-1916 годах на северо-восточной окраине Александровского парка был возведен Федоровский городок — комплекс зданий, построенных в русском стиле.

Это был последний архитектурный ансамбль, возведенный в Царском Селе.

После Февральской революции 1917 года Царское Село стало первым местом заточения императорской семьи.

После победы большевистской революции дворцы и дачи Царского Села были национализированы, а город переименован в Детское Село. В 1937 году город еще раз сменил свое название: ему было присвоено имя А. С. Пушкина, столетие со дня смерти которого отмечалось в тот год. В конце лета 1941 года на подступах к Пушкину шли ожесточенные бои с фашистскими захватчиками.

В спешке эвакуировались в глубь страны сокровища дворцов-музеев.

То, что не могли вывезти — закапывали.

В январе 1944 года, после освобождения от немецко-фашистской оккупации, в Пушкине начались восстановительные и реставрационные работы. Понемногу парки приобрели прежний вид, был восстановлен внешний облик дворцов.

Работы по воспроизведению внутреннего убранства Екатерининского дворца продолжаются до сих пор. Александровский дворец был передан военно-морскому ведомству, и только совсем недавно в нем снова разместился музей.

Не так давно были открыты после реставрации здания Китайской деревни.

Павловск расположен в 27 км (на юг) от Санкт-Петербурга. В 1777 году Екатерина II подарила эти земли великому князю Павлу Петровичу — для устройства летней резиденции наследника престола.

Архитектурным центром ансамбля Павловска является Большой дворец, построенный в духе русского классицизма.

Главный корпус дворца соединен галереями со служебными флигелями, украшенными колоннадой и бюстами великих людей. Здание венчает плоский купол, покоящийся на 64 небольших колоннах.

Силуэт дворца строг и изящен.

Вокруг дворца — огромный Павловский парк (600 гектаров).

Он делится на семь районов: Придворцовый, Большая звезда, Старая Сильвия со скульптурным ансамблем «Двенадцать дорожек», Новая Сильвия, Долина реки Славянки, Долина прудов и Белая береза. В композицию пейзажного Павловского парка включены и регулярные сады.

Нарядная дворцовая часть со строго геометрической планировкой дорожек и партеров со статуями незаметно переходит в естественно-живописную долину реки Славянки. В Павловском парке можно увидеть самые разнообразные мосты — украшенные изящными решетками, декоративными вазами и скульптурами.

Мостики дополняют почти все павильоны в долине реки Славянки, придавая им особую элегантность. Прилегающие к дворцу участки парка украшены мраморными и бронзовыми статуями античных божеств.

По чертежам Воронихина создан Воздушный театр, каменный Висконтиев мост с вазами и Пиль-башенный мост, Розовый павильон и ворота. Ферму, одно из самых совершенных произведений парковой архитектуры — мавзолей «Супругу благодетелю», — и Траурные ворота спроектировал архитектор Тома де Томон (1808-1809).

Таким же шедевром является Храм дружбы — шестнадцать колонн поддерживают плоский купол. А. Воронихин удачно завершил панораму пейзажей Камерона в долине Славянки.

Комментарии запрещены.

Мандруємо світом