Церковь «Рубленый город»Церковь Николы «Рубленый город» (1695) имеет несколько готические очертания благодаря острой шатровой колокольне, внешний декор практически отсутствует. Выглядит храм очень стильно.

За мостом, ведущим через Медведиц-кий овраг, на невысоком пригорке стоит церковь Спаса на Городу (1672), одна из многих построек, заменивших сгоревшие деревянные после великого пожара 1658 года.

К северу от Спасского монастыря (набережная Которосли, 14) стоит церковь Михаила Архангела, возведенная в 1658-1682 гг. Храм неоднократно перестраивался, а вот роспись сохранилась. Целых девять ярусов ярких, жизнерадостных сюжетов, такое «веселое православие» имеет своих почитателей.

Неподалеку стоит так называемый дом Иванова, название которому дано по последнему владельцу (ул. Чайковского, 4). Это памятник жилой архитектуры XVII века, который дает возможность познакомиться с бытовыми условиями богатого горожанина того времени.

Теперь отправимся в старинные слободы Коровники и Толчково.

Коровники — прибрежная слободка, она славилась своими заливными лугами.

Люди здесь не бедствовали, и в середине XVII века на общинные средства был построен храм Иоанна Златоуста. Церковь имеет четкий симметричный план.

Центральный кубический объем окружен с трех сторон галереей, к которой пристроены три крыльца.

Два придела, северный и южный, венчаются высокими кирпичными шатрами.

Наибольшее впечатление производит вид на храм с Волги: красивый пирамидальный силуэт, изразцовые наличники, впечатляющие размеры и ощущение легкости здания. Выдающимся памятником зодчества является и колокольня храма, которую часто называют «ярославской свечой».

Внизу она практически гладкая, зато шатер похож на пряничный домик — верх украшен оконцами с наличниками, кокошниками и изразцами, контраст впечатляет.

Церковь Иоанна Златоуста и Владимирский храм объединены в ансамбль изящными воротами, которые сами по себе являются произведением прикладного искусства.

В бывшей Толчковской слободе можно осмотреть церковь Иоанна Предтечи. План церкви почти повторяет план церкви Иоанна Златоуста, но венчают ее не шатры, а небольшие пятиглавия.

Возможно, это самая многоглавая церковь в земле Русской — пятнадцать голов. Здание дошло до наших дней почти без изменений и перестроек, что очень ценно для исследователей церковного зодчества.

В первой половине XVIII столетия за Которослью, около Большой мануфактуры Затрапезновых, на средства тех же Затрапезновых была построена Петропавловская церковь, напоминающая обликом свою тезку — одноименный храм в петербургской Петропавловской крепости.

Массивное трехэтажное здание с высоким шпилем колокольни на западном фасаде мало похоже на русскую церковь, оно напоминает скорее административное здание в западной Европе, но по контрасту с нарядными русскими храмами смотрится ново и свежо. Из гражданских городских построек Ярославля стоит отметить Гостиный двор и епархиальное училище, спроектированные архитекторами из команды знаменитого К. И. Росси.

Среди построек города второй половины XIX — начала XX в. уцелело немало деревянных особняков, богато украшенных резьбой. Некоторые из них, бесспорно, представляют художественную ценность.

Прежде чем покинуть Ярославль и продолжить путешествие по «Золотому кольцу», стоит ознакомиться еще с одним памятником.

Для этого нужно съездить в село Песочное, которое в старину называлось Толгоболь. Здесь расположен живописный ансамбль Введенского Толгского монастыря.

Этот монастырь, по преданию, был основан в 1314 году ростовским епископом Прохором. Достроили обитель, подобно многим другим, во времена Ивана Грозного, но в 1609 году она была разграблена и сожжена польским отрядом.

С расцветом Ярославля монастырь и его знаменитые иконы получили известность по всей Руси.

Монастырская казна пополнялась крупными вкладами, и именно в этот период появились постройки, которые сохранились до наших дней. Главным зданием является пятиглавый Введенский собор, построенный в 1681 -1688 гг. Это массивное четырехстолпное здание на высоком подклете, с трех сторон окруженное галереями.

Крыльцо и галереи украшены многоцветными изразцами. Изнутри собор покрыт яркой росписью, причем частично она посвящена жизнеописанию значительных людей того времени.

Особенно интересны фрески нижних ярусов южной и западной стен, повествующие об истории монастыря.

Например, там изображен приезд царя Федора Алексеевича с сестрами в 1681 году. Часть росписей собора посвящена одной из самых ярких фигур в истории Ярославля — князю Федору Рос-тиславичу Черному, жившему в XIII веке.

К югу от собора сохранилась древняя Крестовоздвиженская церковь с трапезной. Вероятно, это была постройка, характерная для конца Смутного времени, но она была основательно перестроена.

Собор соединялся со звонницей, на башне которой когда-то висело 14 колоколов.

Один из них, весом в 200 пудов, был отлит в 1677 году московским мастером Федором Маториным, отцом создателя знаменитого Царь-колокола.

У северной стены монастыря расположилась одна из самых интересных построек — Спасская церковь с больничными палатами, построенная в 1710-е годы, единственный значительный памятник стиля «московского барокко» в ярославском зодчестве.

Восточный фасад храма и больничных палат богато украшен белокаменной резьбой.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.