Город ИвановоГород Иваново раньше назывался Иваново-Вознесенск, так как образовался от слияния села Иванова и Вознесенского посада Владимирской губернии. Историю села Иваново проследить трудно, много было поселений с таким названием.

Известно, что в 1561 году Иван Грозный пожаловал село Иваново князьям Черкасским, а позднее оно перешло к Шереметевым.

Уже в XVII в. основным занятием жителей села стали промыслы, в частности домашнее ткачество. В Иванове нет смысла отыскивать шедевры архитектуры эпохи классицизма, но если вы интересуетесь ранне-советским периодом, то можете осмотреть здания в стиле конструктивизма.

В 1927-1928 гг. по проекту академика архитектуры В. А. Веснина здесь было построено здание областной конторы сельскохозяйственного банка (ул. Театральная, 10/1). В начале 1930-х гг. возведен семиэтажный дом-комплекс «Корабль» (просп. Ленина, 49). Но все же стоит помнить, что в первую очередь Иваново — это столица текстильного края.

Не отказывайтесь от экскурсии на фабрику — это очень интересно: посетите музей ткани, воспользуйтесь возможностью купить изумительно яркие ситцы. Дальше путь наш лежит к сокровищам Палеха: одно дело покупать сувениры на Арбате, а другое — посетить место, где эти сувениры изготовляют.

Но перед этим можно осмотреть Шую. К XVI в. Шуя уже перестала быть удельным владением и принадлежала великим князьям. Город несколько раз горел, в 1539 т. в него вошла казанская рать, в Смутное время его, вероятно, захватывали не единожды.

В XVII веке Шуя стала ремесленным центром, основным промыслом было мыловарение. В XVIII веке брусок мыла как символ основного городского промысла был даже помещен на городской герб.

Известностью пользовались и шуйские кожевники и иконописцы.

Но с XVIII столетия, как и во всем крае, здесь начало развиваться ткачество. В 1755 году купец Яков Игумнов открыл в Шуе первую полотняную мануфактуру, здание которой сохранилось до наших дней.

А через полвека в городе было уже 11 ткацких полотняных и ситценабивных предприятий.

Памятники архитектуры Шуи немногочисленны и относятся к XVIII-XIX векам. Одна из старейших построек города — мануфактура Игумнова, редкий памятник промышленной архитектуры середины XVIII века.

Стоит потратить время и на осмотр Воскресенского собора, который славится высотой своей колокольни, одной из самых высоких в России (106 метров). Интересными памятниками русской классической архитектуры первой половины XIX в. являются торговые ряды и павильон Возовых весов на колхозном рынке.

Возовые весы — чрезвычайно редкий тип постройки, почти не встречающийся в других местах. В городе сохранился и ряд жилых домов конца XVIII — первой половины XIX века в стиле классицизма.

Окрестности Шуи тоже богаты архитектурными памятниками.

Особо следует отметить ансамбль Николо-Шартомского монастыря и церкви в селах Дунилово и Васильевское.

С Шуей связано немало славных имен в истории русской и советской культуры.

В Шуйском уезде родился видный русский поэт конца XIX — начала XX в. К. Д. Бальмонт, учившийся в здешней гимназии. С окрестностями Шуи связано и имя основателя Музея изящных искусств в Москве И. В. Цветаева, отца поэтессы Марины Цветаевой.

Современная Шуя — крупный индустриальный центр, третий по величине город Ивановской области.

Основной объем производства приходится на текстиль. В Шуе есть драматический театр, который был открыт в 1918 г. по инициативе М. В. Фрунзе.

Декорации для первых спектаклей изготавливал палехский художник И. И. Голиков.

В 30 километрах от Шуи находится поселок Палех, центр всемирно известного художественного промысла — живописи по лаку. (По преданию, в XIV в. село принадлежало князьям Палецким.

) Как ни удивительно, в XVII веке у палехских мастеров была не лучшая репутация. Их считали дешевыми ремесленниками, изготавливающими иконы плохого качества.

Временем расцвета палехской иконописи стал XVIII век: продукция приобрела узнаваемое лицо, появились знаменитые яркие краски. С XVII века сохранились работы таких известных палехских мастеров, как И. И. Балакин, братья Буторины, З. Ф. Бронин, А. А. и И. А. Коурцевы, В. И. Хохлов и другие.

Конец палехскому иконописному производству положила революция, но не Октябрьская, а промышленная. Здешние изделия не выдерживали конкуренции с еще более дешевой продукцией: литографиями и олеографиями, иконами на фольге.

С целью сохранения наследия Палеха по инициативе академика Н. П. Кондакова в 1902 г. здесь была открыта художественная школа. После революции в 1918 году в Палехе организуется декоративно-художественная артель, но ввиду того, что официальной потребности в иконах не было, художники стали копировать известные картины, хотя особого спроса на эту продукцию тоже не наблюдалось.

В 1922 году палехский живописец И. И. Голиков, работавший в мастерской Глазунова, попытался применить палехские приемы росписи на другом материале, издавна использовавшемся мастерами подмосковного Федоскина, — папье-маше.

За несколько лет была отлажена технология, и искусство Палеха получило новое рождение.

Сейчас Палех — один из крупнейших в стране центров художественных промыслов и его продукция имеет международное признание. Находясь в Палехе, обязательно посетите Музей палехского искусства, где хранится богатейшая коллекция миниатюрной лаковой живописи (с 1920-х гг. до наших дней).

Теперь нужно опять вернуться в Иваново и держать путь дальше. Впереди Суздаль, один из красивейших русских городов.

На пересечении шоссе с рекой Нерль с дороги виден архитектурный ансамбль древнего села Кидекши, впервые упоминаемого в летописях под 1015 годом. Крепость представляет собой княжескую резиденцию, выстроенную для Юрия Долгорукого.

Особого внимания заслуживает древнейший памятник владимирской архитектуры — церковь Бориса и Глеба, построенная в 1152 году.

Это настоящий храм раннего Средневековья — простые линии, суровое благородство, лишь пояса зубчатой кладки да маленькие арочки оживляют стены.

К сожалению, первоначальный купол здания не сохранился, а построенный позже не очень гармонирует с обликом здания. В интерьере сохранились фрагменты фресок, выполненных мастерами Андрея Бо-голюбского в 80-е гг. XII века — редчайшие образцы искусства древнерусских художников-стенописцев.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.