Город РостовРостов постигла участь многих русских городов: он был захвачен войсками хана Батыя. На протяжении XIII-XIV вв. Ростов неоднократно подвергался разорению. Ростовские князья постепенно теряли власть, о них отзывались так: «В Ростовской земле князь в каждом селе».

Даже сам город был поделен на две половины: одну из них приобрел у владельцев московский князь Иван Калита, вторая до 1474 г. формально оставалась независимой.

Но на фоне многовластья в Ростове хорошо развивались ремесла и искусство.

С ростовской епархией связана жизнь и деятельность великого художника второй половины XV — начала XVI века Дионисия.

Монастырские библиотеки Ростова славились богатством своих собраний. Конец XV — первая половина XVl века — это время расцвета ростовской архитектурной школы.

Благоденствие закончилось в Смутное время.

В 1608 г. слабо укрепленный торговый город был разграблен отрядами Сапеги.

Это заставило отцов города начать (в 30-х гг. XVII в.) сооружение мощной земляной крепости с девятью выступами-редутами. А полвека спустя митрополит Иона Сысоевич развернул строительство, которое и определило такой узнаваемый ныне облик города.

С началом XVIII в. город становится провинциальным и живет за счет огородничества и ремесленных промыслов.

Так, с этого времени и известен в Ростове эмальерный промысел.

Первоначально в технике финифти изготовлялись преимущественно образки, крестики и медальоны для евангелий. В конце XVIII — начале XIX века в моду входит портретная миниатюра.

Образцы работ мастеров этого времени (прежде всего А. Всесвятского и П. Иванова) украшают витрины местного музея.

В 1960 г. была создана «Ростовская финифть», образцы ее продукции с успехом экспонировалась на международных выставках. Скорее всего вам удастся приобрести симпатичные стилизованные под старину вещицы, изготавливаемые современными умельцами.

Лучший вид на Ростов открывается со стороны озера Неро. Архитектурный ансамбль центра города выглядит особенно живописно в солнечные дни, когда башни и купола отражаются в глади озера.

В центре виден митрополичий дом с прилегающими постройками, слева от него, на озерном берегу, расположен Яковлевский монастырь, справа — Авраамиев монастырь.

Воздвигнутый в XVII в. митрополичий дом, получивший в XIX столетии название Ростовский кремль, занимает лишь часть древней территории кремля.

К северу от него возвышается самое величественное здание ансамбля — шестистолпный Успенский сооор, увенчанный пятью луковичными главами.

Точная дата постройки собора неизвестна, исследователи называют время от конца XV до конца XVI века.

Внутри собор неоднократно расписывали выдающиеся мастера, отдельные фрагменты древних росписей были открыты во время реставрационных работ. Собор служил усыпальницей ростовских князей и архиереев, среди которых и строитель митрополичьего дома Иона Сысоевич.

Между 1682 и 1687 гг. к юго-востоку от собора была сооружена мощная звонница.

Ее ансамбль составляли 13 колоколов, самый большой из них — «Сысой» (названный в честь отца митрополита) — весил 2 тысячи пудов. Для разных случаев существовали разные звоны: наиболее торжественный — Ионинский, с плясовым темпом — Калязинский, малиновый перезвон — Георгиевский.

На рубеже XVII-XVIII вв. соборная площадь была обнесена невысокой каменной оградой, в западной части которой в середине XVIII в. соорудили башнеобразные Святые ворота. Митрополичья резиденция представляет собой архитектурный синтез крепости и монастыря.

Стены с 11 башнями, несмотря на их внушительные размеры, построены не по правилам фортификационной науки, в них расположены парадные въезды, да и малые башни выполняют скорее декоративную роль. Кстати, по стенам Ростовского кремля можно гулять!

Над воротами, выходящими на соборную площадь, возвышается пятиглавая Воскресенская церковь, одна из первых кремлевских построек (около 1670). Интерьер церкви украшен фресковыми росписями (около 1675), среди которых особенно выразителен цикл «Страсти Христовы».

Резной иконостас с иконами отсутствует, здесь он заменен фресковым. В XVII веке церковь Иоанна Богослова венчала главный въезд в митрополичий дом. Храм расписан неизвестными мастерами, среди росписей особый интерес представляет нижний ярус, иллюстрирующий легенду об Авраамии Ростовском, и расположенный над ним ярус жития Иоанна Богослова.

Около церкви Иоанна Богослова расположена Красная палата, построенная в 1670-1680 гг. как дворец для приема царей.

В XVIII веке Красная палата была частично разрушена и перестроена, но в XX веке провели удачную реконструкцию здания.

К югу от ворот, выходивших на ярославскую дорогу, возвышается здание церкви Спаса на Сенях с трапезной (Белой и Отдаточной палатами).

Среди росписей, покрывающих стены храма, особое внимание привлекает грандиозная композиция «Страшного суда», занимающая западную стену.

С запада к церкви Спаса примыкает здание трапезной — Белая палата. Сени трапезной носят название Отдаточной палаты — здесь встречали гостей, отдавали поклоны.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.