Исаакиевский соборВ советское время в Исаакиевском соборе был открыт антирелигиозный музей со знаменитым маятником Фуко, наглядно демонстрирующим, что «все-таки она вертится!», Земля то есть. Сегодня музей-памятник Исаакиевский собор является одним из самых больших кафедральных соборов Европы и одним из самых посещаемых музеев Санкт-Петербурга.

В 1988 году, впервые после долгого перерыва, в соборе была проведена служба, приуроченная к празднованию в России тысячелетия принятия христианства. Исаакиевский собор занимает четвертое место в мире по величине, уступая лишь собору Святого Петра в Риме, собору Святого Павла в Лондоне и собору Святой Марии во Флоренции.

Он достигает 101,52 метра в высоту при площади 4000 м2 и может вместить до 12000 человек. Посетители имеют возможность подняться на колоннаду барабана и с высоты 43 метров полюбоваться панорамой центра города.

От Исаакия рукой подать до Мариинского дворца. Это массивное здание (Исаакиевская пл., № 6) возле Синего моста через Мойку, ограничивающее Исаакиевскую площадь с юга, с полным правом может быть отнесено к выдающимся памятникам архитектуры и истории.

Даже в блистательном Санкт-Петербурге не многие здания могут сравниться с ним красотой и своеобразием интерьеров, их сохранностью, обилием ярких имен и событий в своей биографии.

Свое название этот архитектурный памятник Петербурга получил от имени дочери Николая I, великой княжны Марии Николаевны. Дворец стал подарком к свадьбе княжны с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским.

После дворца сразу вспоминается одноименный театр. Мариинский театр (Театральная площадь, 1) — символ русской культуры.

Его труппа родилась в 1783 году, когда в Петербурге был открыт Большой театр, на месте которого сейчас находится Санкт-Петербургская консерватория.

Открывшийся 2 октября 1860 года оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя» театр стал Мариинским (по имени супруги Александра II, императрицы Марии Александровны). Театр во многом сохранил свою изумительную декоративную отделку.

Ослепительная белизна скульптур, мягкое сияние позолоты, голубой тон обивки и драпировок — таков уникальный колорит зрительного зала — самого лирического театрального зала Европы. Кварталы, расположенные между Мойкой, Исаакиевской площадью и Английской набережной в Старом Петербурге всегда ассоциировались с истинным аристократизмом.

Все началось с английской фактории, которая возникла здесь еще во времена Анны Иоанновны и достигла расцвета при Екатерине Великой.

Англомания — признак великосветского столичного снобизма.

Стоило бриттам с берегов Невы основать в Петербурге Английский клуб, как туда ринулась столичная знать, оставив вскоре создателей заведения в меньшинстве. Память о народе, давшем набережной имя, сейчас хранит только англиканская церковь работы Кваренги (Английская набережная, 56). Вторым магнитом, притягивавшим и сделавшимся модными среди столичной знати Галерную, Морскую и Ново-Исаакиевскую улицы, стал учрежденный здесь в 1807 году военный городок Конной гвардии.

На Английской набережной много адресов, где проживала высшая аристократия России.

Архитектурный облик этой части города окончательно сложился уже к концу царствования Александра II и с тех пор не менялся.

Роскошные особняки и дворцы по набережной Невы, Большой Морской, нечетной стороне Конногвардейского бульвара, Мойке, казармы по четной стороне бульвара и Ново-Исаакиевской улице. На той же улице — Главпочтамт, обосновавшийся в бывшем дворце Безбородко.

А по контуру, как границы этого аристократического района, — два великолепных архитектурных ансамбля. С востока — Сенатская и Исаакиевская площади, арка Сената на Галерной — пограничный знак.

Здесь назначали свидания («под аркой на Галерной наши тени навсегда», — писала Ахматова).

С запада границу обозначали разрушенный большевиками Спас-на-Водах (храм-памятник морякам, погибшим в японской кампании) и мрачно-романтическая Новая Голландия. При Петре I вся территория от Адмиралтейства вниз по течению Невы и от Невы до Мойки была одной огромной верфью.

В 1719 г. между Невой и Мойкой были прорыты два канала, Адмиралтейский и Крюков, и возникший таким образом рукотворный остров был назван (возможно, самим царем) Новой Голландией.

Но самое парадное, «царское» (в туристическом смысле) место — это, бесспорно, архитектурный ансамбль Дворцовой площади и Дворцовой набережной.

Между Дворцовым и Кировским мостами расположена Дворцовая набережная. Ее гранитная облицовка велась в 1763-1767 гг., участок напротив Зимнего дворца перестраивался в 1772- 1773 годах.

В 1762 году, когда Петр III собирался переезжать в Зимний дворец, Дворцовая площадь представляла собой довольно печальное зрелище.

Убогие лачуги и сарайчики мастеровых и строителей прятались между горами мусора и щебня.

Проехать ко входу было практически невозможно, да и площадь надо было расчистить.

Тогда Петр III, вняв совету одного из царедворцев, издал указ о раздаче мусора безвозмездно.

Наутро площадь была абсолютно пуста. Самое старое и грандиозное здание на площади — Зимний дворец.

Строительство резиденции русских царей происходило в несколько этапов.

В 1711 г. на месте первого Зимнего дворца появилось двухэтажное каменное здание, которое несколько раз перестраивалось.

Зимний дворец, который теперь можно увидеть на Дворцовой набережной, построен в стиле барокко, богато украшен арками, колоннами, лепниной и рельефными изображениями.

Он не похож ни на один из существовавших в те времена дворцов и замков. Особенно необычно выглядели стоящие на крыше здания скульптуры и каменные вазы.

Поражала и его высота — по тем временам Зимний дворец был самым высоким зданием в Санкт-Петербурге.

Всего в нем насчитывается более 1000 помещений.

При Екатерине II в нем был устроен зимний сад и открыта Романовская галерея, в которой висели портреты всех правителей династии Романовых. Тогда же завершилось и оформление Георгиевского зала с золотым троном и огромным императорским гербом, вышитым золотой нитью на красном бархате.

Николай I немного расширил парадную часть дворца и организовал в нем Галерею 1812 года, в которой повесил 332 портрета известных участников Отечественной войны.

Архитектор О. Монферран пристроил к Зимнему дворцу Петровский и Фельдмаршальский парадные залы.

В 1830-е годы.

Зимний был частично перестроен веущим зодчим эпохи классицизма В. В.Стасовым.

Дворец сумел сохранить свой облик, несмотря на пожар в 1837 г., во время которого он был сожжен почти дотла. Здание был отстроено заново в рекордный срок, всего за два года.

Новый Эрмитаж строился специально для размещения в нем произведений искусства.

Привлекает внимание портик его входа с гигантскими статуями атлантов.

Эрмитажные атланты — своеобразный символ музея.

Их создатель — скульптор А. И. Теребенев, под наблюдением которого в 1844-1849 гг. работало около полутораста каменотесов. Со стороны Невы располагается парадный Иорданский подъезд Зимнего дворца.

Здесь главный вход в крупнейший художественный музей страны — Эрмитаж. Здание Зимнего дворца было передано музею в 1922 году.

В настоящее время Зимний дворец вместе с Эрмитажным театром, а также Большим, Малым и Новым Эрмитажами составляет всемирно известный музейный комплекс Государственный Эрмитаж.

В начале XIX в. русское правительство поручило архитектору К. Росси построить здание Главного штаба русской армии.

Два громадных здания в виде дуги, соединенные триумфальной аркой — памятником победы России над Наполеоном, стали выдающимся архитектурным памятником-ансамблем русского классицизма.

Комментарии запрещены.

Мандруємо світом