Мраморный дворецМраморный дворец был построен по заказу Екатерины II и предназначался в дар графу Григорию Орлову (1734-1783), фавориту императрицы, о котором она писала, что это «самый красивый человек своего времени». Осуществление одного из крупнейших проектов эпохи было доверено Антонио Ринальди (1709-1794) — мастеру романтического итальянского рококо.

Закладка дворца состоялась в 1768 году, строительство продолжалось до 1785 года.

Название здание получило из-за облицовки мрамором, резко выделявшем его из оштукатуренных построек Петербурга. Однако пожить в своем новом дворце Орлову так и не удалось — здание строилось очень долго, и он умер незадолго до окончания его отделки.

Екатерина выкупила дворец у наследников Орлова, а перед смертью подарила его своему внуку, великому князю Константину Павловичу, брату Александра I и Николая I. А когда Константин отрекся от российского престола в пользу Николая I и навсегда поселился за границей, Мраморный дворец снова перешел в императорскую казну. После этого у дворца было еще два владельца по имени Константин — второй сын Николая I, Константин Николаевич, и его внук, Константин Константинович, президент Российской Академии наук и известный поэт Серебряного века.

Такое количество хозяев с одинаковыми именами привело к тому, что у Мраморного дворца появилось второе, неофициальное название — Константиновский, хотя в пригороде Петербурга Стрельне в то время уже существовал другой дворец, также носивший это имя. После революции дворец нещадно эксплуатировали различные советские учреждения, почти полностью погубившие внутреннее убранство.

Сейчас он является частью экспозиций Русского музея, который уже несколько лет ведет его планомерную реставрацию. Из спроектированных Ринальди интерьеров сохранились только Мраморный зал и Парадная лестница.

Сквер Мраморного дворца был создан в 1788 году на месте засыпанного в 1780 году Красного канала.

С юга и с Невы он ограничен кованой решеткой на гранитных столбах, выполненной в одном стиле со знаменитой Невской оградой Летнего сада.

В 1994 году в центре сквера был поставлен памятник Александру III (1900-е) работы Паоло Трубецкого — выдающийся и редчайший образец монументальной скульптуры начала XX века.

У южной границы Летнего сада в 1797- 1801 годах, на месте деревянного дворца императрицы Елизаветы Петровны, был построен Михайловский (Инженерный) замок. Он был воздвигнут по приказу императора Павла I, который хотел сделать его своей официальной резиденцией.

Огромное сооружение поражает мрачной мощью и суровой замкнутостью.

Необычен для господствовавшего в те времена классицизма и оранжевый тон окраски стен замка.

Бытует легенда, что образцом для окраски Михайловского замка послужил цвет бальной перчатки фаворитки императора Анны Лопухиной, посланной Павлом I архитектору В. Ф. Бренне.

Четыре фасада Михайловского замка оформлены по-разному. В сторону Садовой улицы выступает фасад дворцовой церкви.

Она увенчана типично петербургским шпилем. К Мойке обращен северный фасад с открытой террасой, которую поддерживает мраморная колоннада, и широкой лестницей, украшенной статуями Геркулеса и Флоры.

Подчеркнуто монументален, представителен главный южный фасад.

Торжественный строй его колонн и гигантские обелиски напоминают колоннаду Лувра и ворота Сен-Дени в Париже.

Во фронтоне, венчающем южный фасад, помещен многофигурный барельеф «История заносит на свои скрижали славу России» работы скульптора П. Стаджи.

Перед Михайловским замком установлен бронзовый памятник Петру I, выполненный по проекту Б. К. Растрелли, отца знаменитого зодчего эпохи барокко. Работа над конной статуей основателя Петербурга началась еще при жизни Петра и завершилась в 1740-х годах.

Лишь в 1800 году скульптура была установлена на пьедестал с посвятительной надписью «Прадеду правнук».

Павел I прожил в Михайловском замке всего 40 дней. В ночь на 12 марта 1801 года он был убит заговорщиками.

После смерти Павла дворец опустел: царская семья не хотела жить в столь мрачном месте.

В 1819 году замок передали Инженерному училищу, в результате чего у замка появилось второе имя — Инженерный.

Напротив него, через Садовую улицу, находится Михайловский сад с Михайловским дворцом.

Этот дворец и окружающий его сад считаются одним из самых необычных мест в Санкт-Петербурге. Окруженный старинными петербургскими домами Михайловский архитектурный ансамбль больше всего напоминает пригородную усадьбу, непонятно как оказавшуюся в центре большого города.

Главный корпус дворца, названного Михайловским по имени его владельца — великого князя Михаила Павловича Романова, Росси построил в глубине просторного двора. Под его руководством лучшие скульпторы того времени — С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский — оформили главный фасад дворца портиком с восемью коринфскими колоннами, поднятым над землей на высоту второго этажа, выполнили на наружных стенах фигурные барельефы и установили у центрального входа двух каменных львов, словно бы охраняющих здание.

Барельефы и живописные панно, созданные художниками А. Виги, Д. Скотти и Б. Медичи, украсили и внутренние помещения дворца, среди которых особенно роскошно и оригинально был отделан Белоколонный зал. Он был разделен на три части рядами коринфских колонн, а его стены украсили барельефами и живописными панно, на которых А. Виги изобразил сцены из античных поэм «Илиада» и «Одиссея».

Не забыл Росси и об обстановке будущего здания — мебель и хрустальные люстры Михайловского дворца были сделаны по его эскизам.

Чугунная ограда, окружающая территорию Михайловского ансамбля, также была создана по рисунку К. Росси. Он спроектировал высокую решетку, символизирующую военную мощь и славу России и императорского семейства: сверху она была увенчана острыми наконечниками копий, каждую ее секцию украшал кованый лавровый венок, а на створках ворот были изображены щиты и скрещенные мечи.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.