Перевозки по ЛадогеВо время Великой Отечественной войны перевозки по Ладоге были единственным связующим звеном между осажденным Ленинградом и страной. Во время навигации перевозки осуществлялись Ладожской флотилией, а зимой по льду озера была проложена автомобильная дорога, получившая название «Дорога жизни».

Всего за период блокады через Ладожское озеро было эвакуировано в тыл около 1 миллиона человек и перевезено 1,7 миллиона тонн грузов. В северно-западной части Ладожского озера расположена группа скалистых островов — Валаамский архипелаг, сложенных прочными гранитами и диабазами.

Берега их сильно изрезаны заливами (шхерами), покрыты хвойными лесами.

Среди более мелких островов выделяется размерами Валаам (28 км2). На нем одноименный поселок и ансамбль Валаамского (Спасо-Преображенского) монастыря. История появления христианства на острове Валаам уходит своими корнями в далекое прошлое.

По преданию, во времена распространения христианства в I веке святой апостол Андрей Первозванный, проповедуя Евангелие и просвещая скифские и славянские земли, прошел водным путем от Новгорода до Валаама, где разрушил языческие капища местных племен.

Пройдя Днепр и Волхов, ученик Христа вошел в «бурные и вращающиеся воды озера Нево» и установил на «горах Валаамских» каменный крест (сейчас на этом месте находится Воскресенский скит). Спустя 9 веков, еще до Крещения Руси, на алаам пришли из «восточных стран» и первые иноки — преподобные Сергий и Герман, валаамские чудотворцы, повторив путь апостола Андрея.

Их трудами и молитвами было положено начало обители «во имя Преображения Господня». К сожалению, письменные источники («жития»), свидетельствующие о жизни и деяниях преподобных, утрачены.

Достоверная история Валаамского монастыря начинается с XIV века.

В «Сказании о Валаамском монастыре» указана дата основания — 1407 год. А к началу XVI века на архипелаге жили уже около 600 монахов. Валаамские подвижники желали превратить свою обитель в Новый Иерусалим, благодаря чему на острове появились такие названия, как Кедрон, Гефсимания, гора Елеон, Воскресенский скит.

Жизнь насельников Валаамского монастыря всегда была сродни подвигу.

Расположенный на границе России и Швеции монастырь неоднократно подвергался нападениям.

В 1611 г. острова были разорены шведами, а монастырь почти полностью разрушен. Валаамские земли на 100 лет отошли к Швеции.

В конце Северной войны обитель вновь возродилась.

В 1715 году Петр I по просьбе архимандрита Кирилло-Белозерского монастыря издал указ о восстановлении Валаамской обители.

Валаам достиг своего наивысшего расцвета к середине XIX века. К этому времени относится и большинство дошедших до нас архитектурных памятников.

В обители была собрана великолепная библиотека, созданы иконописная мастерская и школа живописи, имелась собственная фотомастерская. Особого упоминания заслуживают созданные трудами монастырской братии сады и огороды, необычные для северных широт.

Монахи не вырубали лес, а использовали для своих нужд только деревья, поваленные ветром. Поэтому Валаам покрыт девственной тайгой (сосняки 60%, ельники 34%), возраст отдельных деревьев превышает 300 лет. В начале XX века Валаамский монастырь включал в себя 13 скитов, расположенных в разных частях Валаама и на других ладожских островах.

К сожалению, многие постройки до нашего времени не сохранились.

Слава духовной обители, удивительная природа острова, красота и строгость монастырских богослужений привлекали на Валаам множество паломников. Валаам посещали императоры Александр I и Александр II, многие члены императорской фамилии, знаменитые ученые, художники, писатели, музыканты.

С 1811 по 1917 год архипелаг входил в состав Финляндского княжества Российской империи.

После революции 1917 года Валаам оказался на территории вновь образованного независимого государства Финляндия. Это спасло обитель от участи, уготованной многим русским монастырям, и она продолжала быть едва ли не единственным, чудом сохранившимся уголком Святой Руси.

Однако в феврале 1940 года, когда подходила к концу советско-финская война и Валаам был должен отойти к Советскому Союзу, насельники монастыря, спасаясь от гонений со стороны советской власти, вынуждены были эвакуироваться в Финляндию.

В усадьбе Папинниеми, в 100 км от города Куопио, ими был основан Ново-Валаамский монастырь, действующий и по сей день. На острове же в опустевших зданиях разместили сначала школу боцманов и юнг, а затем дом инвалидов.

Лишь спустя полвека — в декабре 1989 года — в канун праздника святого апостола Андрея Первозванного на Валаам вновь вернулись монахи.

Сейчас Валаамский монастырь насчитывает более 100 насельников.

Как и в прежние времена, обитель живет в соответствии с одним из самых строгих монастырских уставов.

В живописном скалисто-лесном пейзаже Валаама всецело доминирует первозданная природа, архитектура же сосредоточена в северной части главного острова, над которой возвышается громада Спасо-Преображенского собора (1851-1856, архитектор A. M. Горностаев). Карелия знаменита удивительными памятниками природы.

На территории Карелии находятся национальные парки «Водлозерский» и Паанаярви. Археологические находки доказывают, что эти богатые рыбой и дичью места привлекали первых людей уже с момента отступления ледников.

На горах Нуорунен и Киваккатунтури у древних саамов были свои святилища.

До сих пор здесь сохранились сейды — крупные жертвенные камни, установленные на трех мелких камнях. В 1980-х годах ученые Карельского научного центра и Оулуского университета сумели доказать уникальную ценность живой природы этого района и обосновать необходимость ее защиты.

Тут был создан Паанаярвский национальный парк, который сегодня посещают около трех тысяч человек в год. Популярными объектами посещения в парке стали гора Киваккатунтури, водопады Кивакка, Мянтюкоски и Селькякоски, а также берег озера Паанаярви.

Комментарии запрещены.

Мандруємо світом