Прогулка по КидекшеСовершить прогулку по Кидекше особенно приятно: с возвышенности открываются чудесные виды, можно сделать отличные панорамные снимки. Собственно говоря, отсюда до Суздаля рукой подать — и вот он, сказочный город Китеж. Ведь если и есть легендарный город на дне сказочного озера Светлояр, то выглядеть он должен именно так. Город возник на месте более древних поселений и впервые упоминается в летописях в 1024 году.

В конце XIV века Суздальское княжество окончательно переходит под руку Москвы.

В XV веке Суздаль становится крупным духовным центром России. Суздальские епископы превращаются в наместников княжеской власти, а двор епископа перемещается на территорию кремля, где некогда располагались княжеские хоромы.

Польско-литовская интервенция в XVII веке сильно ослабила город, но через полвека он воспрял и начал интенсивно развиваться. В XVIII веке здесь велось активное каменное строительство, именно тогда сформировался привычный для нас облик города.

Знакомство с архитектурными достопримечательностями Суздаля нужно начинать с кремля.

При входе в него у разрезающего оборонительный вал проезда стоит Успенская церковь. Этот небольшой храм выстроен на месте деревянного храма в XVII веке.

В центре кремля возвышается 25-метровый Рождественский собор, в летописях его постройка датируется 1222-1225 гг. Летопись сообщает о том, что «каменных дел мастера», разобрав стоявшую на этом месте церковь времен Владимира Мономаха, возвели новое здание из белого камня. В XVII-XVIII вв. храм перестроили: были разобраны хоры в западной части церкви, окна растесаны, на барабанах установили синие «луковицы» куполов со звездами.

Границу между древнейшей, домонгольской частью храма и надстройкой XVI века найти легко, кладка отличается.

Собор опоясывает цепочка вертикальных колонок, покрытых затейливым резным орнаментом. Между окнами второго яруса разместились выразительные изображения, эти лики смотрят на мир и на вас широко раскрытыми глазами.

Сохранившаяся белокаменная резьба — это, к сожалению, лишь часть прежнего декоративного оформления, но, глядя на нее, можно составить представление о его первоначальном великолепии, уникальным памятником древнерусского искусства являются двустворчатые Золотые врата западного и южного порталов. Они выполнены в технике «золотой наводки»: на медные пластинки наносился золотой контур изображения, потом квадратные клейма с библейскими сценами монтировались на эту основу, создавая эффектный яркий орнамент.

Массивные ручки выполнены в виде львиных масок с кольцами в пасти, их часто воспроизводят на значках и сувенирах. Внутри собора сохранились фрагменты древних росписей, уцелевшие в верху правой алтарной апсиды.

Основная же часть фресок выполнена в XVII веке, тогда же был изготовлен и пятиярусный иконостас. Рождественский собор был усыпальницей многочисленных потомков суздальских удельных князей, игравших видную роль в политической жизни страны, об этом говорят надписи на могильных плитах.

Напротив южного фасада собора возвышается восьмигранный столп колокольни, построенной в 1635 году местными мастерами.

В конце XVII века под шатром колокольни были установлены часы с боем, а в 1967 году их отреставрировали: механизм работает, а колокольчик отбивает четверти часа.

Колокольня соединяется галереей с архиерейскими палатами — комплексом жилых и хозяйственных построек церковных иерархов.

Этот комплекс приобрел теперешний вид в конце XVII века. Здание довольно красивое, шатер парадного крыльца, крытый зеленой поливной плиткой, и выходящие на соборную площадь окна, обрамленные резными наличниками, придают ему праздничный вид. Интерьер архиерейского корпуса, восстановленный по старинным описям, тоже представляет большой интерес.

Сени ведут в Крестовую палату — уникальное творение русских зодчих, это огромный (около 350 квадратных метров) зал, его перекрытие лишено привычного центрального столба, что усиливает впечатление простора.

Зал предназначался для торжественных приемов.

Далее цепочкой протянулась анфилада жилых покоев и хранилищ. В XVIII веке в юго-восточной части кремля были построены две небольшие однокупольные Никольские церкви — зимняя, отапливаемая, и летняя, холодная.

Колокольня с архаичной формы шлемовидной главкой (такая же когда-то была у Рождественского собора) отличается красивым оформлением.

Напротив архиерейских палат стоит перенесенная на территорию кремля из владимирского села Глотова одноглавая деревянная Никольская церковь постройки 1766 года.

Перекрытая высокой двускатной кровлей, она относится к типу клетских храмов, основу которых, как и в избах, составляла «клеть» — четырехугольный бревенчатый сруб.

Это прекрасный образец мастерства русских плотников.

Церковь из Глотова была перевезена в 1960 году и положила начало собранию памятников сельской архитектуры. Так был создан музей деревянного зодчества и крестьянского быта на противоположном от кремля берегу реки Каменки.

Восстановленные деревенские избы, украшенные резьбой; ветряные мельницы, амбары, колодцы — все очень живописно.

После осмотра памятников кремля можно перейти к знакомству с архитектурой посада. В XVIII веке здесь было построено около трех десятков каменных приходских церквей.

От Антипиевской церкви виден комплекс древнего Ризположенского монастыря. По некоторым данным, он был основан еще в начале XIII века, а его теперешний архитектурный ансамбль складывался на протяжении XVI-XVII вв. Внутрь монастыря с южной стороны ведут Святые ворота.

Они построены в 1688 году суздальскими зодчими.

Над проездной аркой стоят два восьмискат-ных шатра с рядами «глухих» окон, об-рамленныхналичниками, ониукраше-ны яркой росписью и изразцовой кладкой. Центром комплекса является Ризпо-ложенский собор, возведенный в первой половине XVI века.

Это небольшой трехкупольный храм с характерным оформлением фасада, в глаза бросается пристроенная позже паперть.

Тут присутствуют в изобилии все элементы декора храмовых фасадов: наличники, изразцовые пояски, порталы… Монастырская колокольня — самое высокое здание города, ее постройка приурочена к победе в Отечественной войне 1812 года.

Рядом с монастырем стоит памятник гражданской архитектуры, это здание в стиле классицизма — Блохинская богадельня. Двухэтажное здание было построено в 1844 году и, хотя предназначалось для неплатежеспособных граждан, выглядит очень солидно, даже роскошно: портик с колоннами, широкий подъезд.

Если не знать его истории, то первое, что приходит на ум: дворянский особняк, балы…

Читайте так же:

Комментарии запрещены.