Российская национальная библиотекаСтрогая классицистическая постройка, образующая изящный полукруг на другом углу Невского и Садовой, — это Российская национальная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (дом № 37). Основу собрания составила трофейная польская коллекция Екатерины П. Сейчас общая численность единиц хранения превышает 25 миллионов. Здание библиотеки является частью ансамбля Александрийской площади — крупнейшего творения К. И. Росси.

В панораме площади доминирует здание Александрийского театра, сооруженное в 1828- 1832 гг. Над колоннадой портика взлетает квадрига Аполлона, выполненная по модели С. С. Пименова. Позади здания театра проходит улица Зодчего Росси, названная именем ее творца.

С какой бы стороны вы ни подошли к улице Зодчего Росси — обогнув Александрийский театр или с площади Ломоносова, — ощущение такое, что вы попали в огромный танцевальный зал! Не хватает только крыши над головой.

Это достигается удивительной пропорциональностью улицы, она уникальна своим точным следованием античным канонам — ее ширина равна высоте зданий, ее образующих (22 метра), а длина ровно в десять раз больше — 220 метров. Когда-то нижние этажи домов представляли собой сквозные галереи.

Позже они были заложены, и сегодня на цокольном этаже в четком строю стоят сдвоенные дорические колонны.

Окна между ними украшены рельефным орнаментом.

В XVIII в. территорию площади Островского занимала усадьба Аничкова дворца. Главный фасад этого здания обращен в сторону реки Фонтанка.

Дворец долго строился и неоднократно перестраивался.

В 1937 г. после реконструкции здания здесь был открыт Дворец пионеров, созданный по инициативе СМ. Кирова (ныне Дворец творчества юных). Далее Невский проспект пересекает Фонтанку, через которую перекинут трехпролетный Аничков мост.

Своим названием он, как и одноименный дворец, обязан строителю первого деревянного моста через Фонтанку (1715), командиру работного батальона подполковнику М. О. Аничкову. Устои моста украшены скульптурами укротителей коней (1841-1850).

Аналогичные скульптурные группы были отправлены в Верлин в дар, дабы два идентичных моста символизировали дружбу двух столиц и народов. Рядом, за Фонтанкой, напротив Аничкова дворца, находится бывшее подворье Троице-Сергиевой лавры (набережная реки Фонтанки, 44). Ныне в здании расположена Центральная городская библиотека им. В. В. Маяковского.

За Фонтанкой проспект застроен преимущественно доходными домами второй половины XIX — начала XX в. Последнее на магистрали здание дворцового типа (дом № 41) обращено фасадами к Невскому и Фонтанке — это особняк князей Белосельских-Белозерских.

В этом особняке сегодня можно не только осмотреть с экскурсией прекрасно сохранившиеся интерьеры (их многократно снимали в исторических фильмах), но и посетить выставку восковых фигур, а вечером послушать классическую музыку.

Замыкает перспективу Невского Александро-Невская лавра, она представляет собой один из старейших архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга. История лавры восходит к 1710 году, когда на берегу Невы, в том самом месте, где, по преданию, Александр Невский разбил шведов, был заложен монастырский комплекс.

Первым архитектором Александро-Невской лавры стал Д. Трезини.

Строительство монастырского комплекса продолжалось с перерывами до 1790 года, много раз менялись возглавлявшие работу архитекторы, однако основные идеи Трезини были сохранены.

Композиционный центр монастырского комплекса — Троицкий собор, построенный по проекту архитектора И. Старова. Именно торжественным освящением собора в августе 1790 года завершилась постройка лавры.

Монументальное здание храма увенчано куполом на высоком барабане. Среди множества икон, которые хранятся в здании собора, особенно известна и почитаема икона преподобного Серафима Саровского Чудотворца.

В 1724 году в монастырь был перенесен прах князя Александра Невского, которого Русская православная церковь причислила к лику святых. Статус лавры Александро-Невский монастырь получил в 1797 году.

Много лет Александро-Невская лавра была духовно-культурным центром Петербурга. В разное время на территории лавры были погребены многие члены царской семьи, выдающиеся священнослужители Русской православной церкви, государственные деятели, полководцы, архитекторы — А. Суворов, А. Безбородко, Дж. Кваренги, А. Воронихин, К. Росси.

После Октябрьской революции монастырь и церкви лавры были закрыты, а хранившиеся в ней реликвии и произведения искусства переданы в музеи Петербурга, в том числе Государственный Эрмитаж и Русский музей.

В 1936-1937 годах на территории монастыря был создан собственный музей — Ленинградский некрополь, который в 1939 году реорганизовали в Музей городской скульптуры. В 1956 году Русской православной церкви вернули Свято-Троицкий собор, а в 1987-м в лавре открылась Никольекая кладбищенская церковь.

С осени 1996 года Александро-Невская лавра является действующим мужским монастырем Санкт-Петербургской епархии.

Теперь будем двигаться к востоку от Невского.

Здесь также есть памятники петровской поры.

Чтобы побудить горожан обосновываться не только на Петроградской, но и на Адмиралтейской стороне, Петр приказывает поставить там свой Летний дворец. Для устройства резиденции Петр I выбрал мызу на мысе между Невой и Безымянным ериком — речкой, вытекающей из большой реки и снова в нее впадающей (ныне река Фонтанка), где располагалось имение шведского майора Эриха Берндта фон Конау, где первое время и проживал царь.

По указанию Петра на месте прежнего дома возвели каменное здание по проекту архитектора Д. Трезини, завершив его отделку к 1713 году. Двухэтажное кирпичное здание Летнего дворца с четырехскатной железной крышей увенчано медным флюгером в виде Георгия Победоносца, поражающего копьем змия.

По углам крыши — водостоки в виде крылатых драконов, сделанные из прорезного железа.

Вход обрамлен порталом из черного мрамора, над которым — барельеф, изображающий Минерву с военными трофеями.

Основным украшением фасадов дворца Петра I являются 28 барельефов, исполненных в редкой технике ручной намазки, расположенных в рамках между окнами первого и второго этажей. Тема изображений — прославление морской силы России.

В начале XVIII века Летний дворец с трех сторон омывался водой: с севера к фасаду подступала Нева, с востока — Фонтанка. Линией соединения восточного и северного фасадов дворец «врезался» в толщу воды, как бы отделяя воды Фонтанки от вод Невы, которые обтекали дом-корабль, создавая иллюзию его движения.

Летний дворец — свидетель всей жизни Петра I — сохранился до наших дней без существенных изменений.

Это подтверждается и историческими планами Летнего сада первой половины XVIII века, и чертежами М. Г. Земцова 1727 года.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.