Успенский соборСовременный пятиглавый вид Успенский собор обрел при Всеволоде Большое Гнездо. Значительно пострадавший во время городского пожара 1185 года, он был обложен новой каменной кладкой, столбы подкупольных арок старого собора, сохранившиеся участки стен в западной части образовали своего рода галерею по периметру центрального объема и стали частью новой системы перекрытий. Сохранились и фрагменты первоначальной росписи храма, выполненной в 1161 году киевскими мастерами.

Собор расписывался неоднократно, и можно найти фрагменты изображений разных периодов. Собор был местом погребения владимирских князей: в галерее собора похоронены Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, его сын Юрий.

В начале XV века Владимир переживает расцвет, московские князья щедро финансируют «сокровищницу русского духа».

В этот период Успенский собор расписывают под руководством прославленного Андрея Рублева и его сподвижника Даниила Черного, но, увы, от них сохранились лишь небольшие фрагменты.

Тогда же был изготовлен и иконостас, который в XVIII столетии был заменен другим — в стиле барокко.

Древние иконы были переданы в сельскую церковь села Васильевского под Шуей, где их нашла экспедиция советского художника, реставратора и искусствоведа академика И. Э. Грабаря в 1922 году. Иконы реставрировали и передали в Государственную Третьяковскую галерею и Государственный Русский музей.

По соседству с Успенским собором, возвышается здание Димитриевского собора, построенного в 1194-1197 гг. при Всеволоде Большое Гнездо. Храм носил имя «небесного покровителя» Всеволода — Димитрия Солунского (в княжеских семьях долго держалась традиция сохранять языческое имя наряду с христианским, даваемым при крещении).

Димитриевский собор примыкал когда-то ко дворцу владимирских правителей, соединяясь с ним переходом.

Это легкая однокупольная постройка богато украшена: по стенам и апсидам идет затейливый аркатурно-колончатый пояс, стены декорированы изящной белокаменной резьбой. Между колонками разместились фигуры святых, а пространство вокруг окон заполнено изображениями животных и птиц, вероятно, чтобы у прихожан было ощущение, что они стоят у ворот рая. На западном фасаде выделяются рельефы, изображающие подвиги одного из персонажей античных мифов — Геракла.

Кстати, мастера росписей вообще не чурались античных сюжетов, на храмовых стенах увековечивали греческих героев, например Александра Македонского, что говорит о знакомстве русичей с античным культурным наследием. На северном фасаде изображен сам Всеволод III с сыновьями.

Современный вид собора значительно отличается от первоначального, ведь храм неоднократно горел и перестраивался.

Но самый большой урон причинен был зданию в XIX веке, когда посетивший Владимир Николай I остался крайне недоволен состоянием зданий в городе и велел привести все в должный вид. Ретивые отцы города велели разобрать окружавшую собор галерею и башни с внутренними лестницами, ведшими на хоры.

Эти, с позволения сказать, работы навсегда уничтожили первоначальный облик храма и сильно ослабили его конструкцию. Уже в советское время были проведены удачные ремонтно-реставрационные работы, и собор был спасен.

Древнейшая часть Владимира была религиозным и административным центром города.

Согласно плану застройки губернского города XVIII века, здесь разместились дом губернатора и Присутственные места. Здание Присутственных мест, выстроенное в 1785 году в стиле классицизма, производит большое впечатление, тут есть и портики, поднятые на высокие лестницы, и неизменные круглые колонны.

Еще два здания в том же стиле: Дворянского собрания и мужской гимназии. Рождественский монастырь был основан при Всеволоде Большое Гнездо между 1198-1200 гг. и долго считался главным центром русской духовности.

Монастырь был чрезвычайно богат и влиятелен, славился культурными традициями и богатой библиотекой. В 1263 году в церкви Рождественского монастыря был погребен Александр Невский, скончавшийся по пути домой из ставки золотоордынских ханов.

В XVIII веке останки Александра Невского были перенесены в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую лавру. Далее на восток стоит пятиглавая Бого-родицкая церковь постройки 1649 года, входившая в ансамбль Успенского монастыря.

Строился храм, как гласит надпись на плите у входа, на деньги жителей Владимирского посада.

Богородицкая церковь похожа по стилю на московские посадские храмы: украшена традиционными кокошниками, а нижний четверик опоясан открытой галереей-гульбищем, на которую ведет высокое крыльцо.

Это, несомненно, один из красивейших памятников зодчества Владимирского посада.

Сам монастырь прекратил свое существование еще в XVIII веке (причины этого доподлинно не известны). Здание Духовной семинарии было построено в середине XIX века в традициях «губернского ампира», считается, что оно не представляет архитектурного интереса, но выглядит довольно симпатично.

Угловой дом у Золотых ворот был построен в XVIII столетии губернским архитектором фон Берком по заказу управляющего графа А. Р. Воронцова.

Здание необычной формы, круглый угол которого смотрел на московскую «столбовую» дорогу, было впоследствии куплено городскими властями и использовалось под почтовую станцию, где все проезжавшие через Владимир по «подорожным листам» меняли лошадей и пили чай. Как и во всяком провинциальном городе, основную часть застройки осуществляло состоятельное купечество и обязательной ее принадлежностью были торговые ряды. Владимирские торговые ряды строились в 1787-1790 гг. и позже не раз достраивались.

Торговые ряды сохранились до наших дней и используются по прямому назначению.

Комментарии запрещены.

Мандруємо світом