Яковлевский монастырьЯковлевский монастырь, основанный в XIV веке, расположен на берегу озера в юго-западной части города. Старейшая его постройка — Зачатьевская церковь (1686). Это типичный собор XVII века — пятиглавый, с тремя алтарными апсидами, без богатого внешнего декора.

Внутри церкви сохранились фрески, написанные в 1689-1690 гг. артелью ярославских мастеров. Росписи очень интересные, особенно те, что посвящены жизни основателя монастыря епископа Иакова.

К 1760-1990-м гг. относятся жилые постройки, колокольня и монастырская ограда. Угловые башни завершаются беседками со стрельчатыми арками и шатрами, характерными для псевдоготической архитектуры конца XVIII века.

В 1794-1802 гг. на средства графа Н. П. Шереметева была возведена Димитриевская церковь. Она выдержана в стиле русского классицизма, с колоннадами портиков и большим куполом.

По соседству с Яковлевским монастырем когда-то располагалась другая древняя обитель — Спаса на Песках, основанная в XIII в. вдовой ростовского князя Марией.

От монастыря сохранился лишь Спасский собор, привлекающий знатоков и любителей церковного зодчества своими изразцами.

На другом конце города, тоже на берегу озера, расположен еще один древний архитектурный комплекс — Богоявленский (бывший Авраамиев) монастырь, основанный в конце XI века.

Монастырский собор возведен в 1553 г. по повелению Ивана Грозного в честь взятия Казани и немного напоминает любимый храм царя — собор Василия Блаженного.

На городских валах стоит один из интереснейших архитектурных памятников города — маленькая одноглавая церковь Вознесения (Исидора Блаженного). Она построена, как гласит надпись на каменной плите, вмурованной в ее стену, в 1566 году по велению Ивана Грозного государевым мастером Андреем Малым.

Внутри церкви сохранились росписи 1760-1770-х гг., выполненные, как полагают, ярославскими мастерами братьями Иконниковыми, наиболее интересен нижний ярус фресок, посвященный жизни Исидора Ростовского. Впечатление от Ростова, однако, будет неполным, если не познакомиться с архитектурными памятниками Борисоглебского монастыря, расположенного в 18 километрах от города по Угличской дороге, от которой к поселку Борисоглебскому ответвляется дорога на Варницы — древний центр солеварения.

По преданию, это родина Сергия Радонежского, где сохранились остатки построек Троицкого Варницкого монастыря.

Несколько дальше, за рекой Ишней, виднеется село Демьяны — летняя резиденция ростовских архиереев. На 14-м километре начинаются холмы, поросшие сосновым лесом, это остатки реликтового бора.

Здесь, на берегу лесной реки Устье, в конце XIV века ученики Сергия Радонежского, троицкие монахи Федор и Павел, основали Борисоглебский монастырь.

Обитель благополучно пережила Смутное время, ее руководство сумело договориться с Сапегой, который захватил монастырь в 1608 году.

Он не только не стал чинить разбой, но даже выдал своеобразную охранную грамоту — «знамя Сапеги», шитый стяг, захваченный им в Покровском монастыре Суздаля (сейчас он хранится в Государственной Третьяковской галерее). Древнейшее здание монастырского ансамбля — собор Бориса и Глеба (1522- 1524 гг.), построенный на месте деревянной церкви, — дошло до наших дней, хотя, разумеется, и подвергалось реконструкциям.

Сразу после него была построена трапезная с Благовещенской церковью. Эти здания были основательно переделаны и теперь выглядят как памятники XVII века из-за характерных окон с наличниками.

К трапезной также было пристроено крыльцо, украшенное зелеными изразцами и фигурной кирпичной кладкой.

Хорошо сохранились настоятельские покои, примыкающие с севера к Благовещенской церкви, казначейский дом, просфорный дом и братский корпус.

В 1680 г. в монастыре была сооружена звонница, напоминающая соборную звонницу в Ростове, но более изящная, с красивым, украшенным изразцами крыльцом.

Среди исследователей нет единого мнения о времени возведения стен монастыря с четырнадцатью башнями: одни относят их к XVI, другие — к XVII веку.

Возможно, правы и те и другие и постройки относятся к разным периодам.

Над южным въездом возвышается пятиглавая Сергиевская церковь с красивой галереей над въездом. Арочные проемы над проездами и калитками украшены десятью висячими белокаменными гирьками.

В сводах проездов сохранились остатки росписей XVII в. Створы ворот относятся к концу XVIII столетия и являются редкими образцами прикладного искусства этого времени. Расположенная над северным въездом Сретенская церковь — одна из последних построек в монастыре.

У этого здания не совсем обычное, но очень удачное архитектурное решение, оно очень декоративно и хорошо сохранилось.

Позднейшие эпохи отразились на облике монастыря частичными перестройками зданий. Во время всероссийской секуляризации монастырских имуществ в 1760-х гг. Борисоглебская обитель лишилась своих земельных владений, и строительство в ней больше не велось.

Любителям политической истории стоит свернуть с основного маршрута и посетить небольшое село Курба. Здесь «в Ярославской отчине у Козмы Демьяна на Которосли» 6 января 1435 г. произошла одна из решающих битв московской усобицы XV века, когда великий князь Василий Васильевич (будущий Темный) одержал победу над своим двоюродным братом Василием Юрьевичем Косым и его союзниками-вятичами.

Село Курба некогда было столицей удела, принадлежавшего одной из ветвей ярославских князей.

Курбского князя Льва «Сказание нн о Мамаевом побоище» называет в числе участников Куликовской битвы.

На пятнадцатом километре дорога налево от шоссе уводит к усадьбе Карабиха.

Здесь в 1862-1875 гг. летом жил выдающийся русский поэт Н. А. Некрасов.

Да и имение, принадлежавшее князьям Голициным, вполне стоит того, чтобы его осмотреть.

Дом с высоким бельведером стоит возле парка свободной планировки (в России такие парки называли английскими). Некрасов приобрел поместье в 1862 году.

Именно такой дом он и хотел: «без крестьян, без процессов и… без всяких хлопот». Через пять лет он передал усадьбу брату Федору Алексеевичу, но продолжал бывать здесь, ходил на охоту, встречался с крестьянами.

С 1949 г. в главном доме открыта литературная экспозиция, посвященная творчеству великого русского поэта, а через два года флигель, в котором жил поэт, стал его домом-музеем.

В Карабихе устраиваются всевозможные литературные съезды и праздники. Другим поэтическим местом является бывшее пригородное село Кресты-Бого-родское где летом 1900 г. жил известный австрийский поэт Райнер Мария Рильке, человек, искренне восхищавшийся Россией.

Сейчас село Кресты-Богородское входит в городскую черту Ярославля.

Ярославль возник в начале XI века, и его основателем был князь Ярослав Мудрый, до 1010 года княживший в Ростове. Считается, что на месте города было поселение язычников, где князь топором зарубил священную медведицу.

Эта легенда объясняет происхождение ярославского герба (медведь с секирой в лапах), известного по изображениям с XVII века.

Город был основан на высоком мысу, где в Волгу впадает река Которосль, и стал форпостом русских владений вплоть до основания Костромы (после 1152 г.), когда граница древнерусского государства продвинулась вниз по Волге.

Комментарии запрещены.

Мандруємо світом